Искусство жить вдвоём

Текст: ОЛЬГА ЗОРИНА

Выставка под названием «1+1», проходившая в Almaty Gallery, представляла первую совместную экспозицию супругов и художников Александра и Рашиды (Риты) Осиповых.

 01 1 1

Рашида и Александр Осиповы
Фото: Ева Крылова

Этот творческий и семейный тандем, в котором каждый имеет собственный художественный стиль и видение, объединился в одном пространстве, чтобы показать, как личное и профессиональное могут переплетаться и дополнять друг друга. 

Название выставки «1+1» символично: оно подчеркивает идею равноправного союза двух творческих индивидуальностей, которые, не теряя своей самобытности, создают что-то большее в диалоге и синергии.

В аннотации к выставке сообщалось, что «Александр и Рашида учились в одном институте, на одну и ту же дизайнерскую специальность. Но после университета Александр двинулся по стезям высокого искусства, искал себя в живописи, графике, скульптуре. Участвовал в выставках и различных концептуальных проектах. Александр Осипов стал ярким, узнаваемым, неповторимым художником.

 

01 2013

Александр Осипов
Из детства. 2013. Холст, масло. 92х116

 

Рашида пришла к фотографике, благо эра цифровых фотоаппаратов и соответствующего программного обеспечения дарит безграничные возможности. Со временем возникла коллекция жизненных моментов, наблюдений, впечатлений».

 

02 2010

Рашида Осипова
Сарай. 2010. ПВХ, цифровая печать

 

В итоге – закономерно и неожиданно – стали возникать точки пересечения путей Александра и Рашиды (Риты) в многомерном арт-пространстве.

Находки Риты в фотовидении, как своего рода моменты истины, вдохновили Александра на собственные интерпретации. Возникли переклички.

Так родилась идея объединить эти пересечения в одном выставочном пространстве: сделать цифровое – физически воплощённым, соединить рукотворное с «механическим» и замкнуть это в единую тему «1+1». Или назовем это «Рита плюс Саша», где это не только супружеский союз, но и творческий тандем двух замечательных художников, двух индивидуальностей, создающих нечто целое.    

Александр Осипов – яркая фигура в казахстанском и международном искусстве, член Союза художников Республики Казахстан. Его работы успешно экспонируются за рубежом и приобретаются для частных и музейных коллекций.

 

03 2016 2017

Александр Осипов
Хуанлун. Желтый дракон
Цветущий Китай. 
2016–2017
Холст, масло. 110х200

 

04 2016

Александр Осипов
Птицы. 2016. Холст, масло. 80х100

 

Рита Осипова – художник, работающий в сфере дизайна и цифровой фотографии. Эта выставка стала её крупным дебютом, на котором представлено более 30 фоторабот.

 

05 2024

Рашида Осипова
Письмена.
2024
Цифровая печать на банере

 06 2016

Рашида Осипова
Тыква. 2016.
ПВХ, цифровая печать

 

07 2010

Рашида Осипова
Армянка. 2010.
ПВХ, цифровая печать

 

Если пройтись по следам выставки, то, можно отметить, что визуальный диалог двух художников был выстроен на принципе «фотография – холст, масло», где фотографические снимки Риты находили живописное отражение в работах Александра.

Такое взаимодействие в этой паре происходит не только в искусстве, но и в жизни, в быту.

Дом, в котором живут Рита и Саша, и который они выстроили сами, больше напоминает загородную художественную галерею и мастерскую. В каждом элементе интерьера – продуманность, чувство стиля. Это пространство пронизано эстетикой: картины Александра, скульптуры и фотографии Рашиды. Совместно они не просто создают интерьер, но и атмосферу дома, в котором считывается глубоко личная, почти сакральная значимость искусства в жизни этой пары.

А в самом центре дома расположен портрет под названием «Рита. Посвящение классике». Его не просто видишь – он действует, как символ уважения к искусству, к женщине. К женщине, которая рядом всегда. Этот портрет занял главное место в доме. И на состоявшейся выставке тоже. Он не из серии «1+1», где соединяются фотография и живопись. Он из другой плоскости – из жизни, из любви, и соткан из совместных лет, взглядов, памяти, истории, из взаимного вдохновения. Потому наполнен очень мощной энергией.

– Эту работу Саша подарил мне на очередную годовщину нашей совместной жизни, на тридцатилетие что ли, – вспоминает Рита Осипова. – Мне очень нравится этот портрет. Купить шубку или бриллиант – фантазия не большая, а вот написать такой портрет сумеют редкие единицы, наделенные огромным талантом. Я совершенно равнодушна к предметам роскоши и даже тем украшениям, что подарил мне Саша. Редко их ношу. А этот портрет висит у нас в доме на самом видном месте и всегда греет душу.

Если определить тематически, то «перекличка» двух художников была выстроена на натюрмортах, где тыквы, листья осени, блики в лужах на фотографиях Риты находили свою интерпретацию в масле на холсте Александра. А на основе фотографии, где художник-живописец был запечатлен и доработан графически Ритой, Александр создал свой самый потрясающий автопортрет.

– Я сняла на фотоаппарат портрет Саши в Стамбуле и сделала графический коллаж. Он понравился ему, и на основе моей работы он сделал свой живописный вариант и получил золотую медаль на отчетной выставке Союза художников Республики Казахстан.

 

08 2018

Рашида Осипова
Саша. 2018.
ПВХ, цифровая печать

 

09 2015

Александр Осипов
Взгляд. Автопортрет. 2015
Холст, масло. 80х100

 

А диптих отражений в воде был основан на фотографии ступней, погружённых в лужу. Поверхностное спокойствие воды скрывало глубину эмоционального напряжения, которое неожиданно отразилось в форме, напоминающей «Крик» Эдварда Мунка. Аллюзия возникла сама собой – не как подражание, а как неосознанная интерпретация внутреннего состояния через зыбкую плоскость отражения.

 

10 2018

Рашида Осипова
Отражение. 2018.
ПВХ, цифровая печать

 

11 2019

Александр Осипов
Отражение. Крик. 2019
Холст, масло. 100х80

 

В данном арт-проекте Рита и Саша предстали перед зрителем как неразделимый дуэт: даже их скульптуры, расположенные в разных частях выставочного пространства, словно «переговаривались» между собой. Когда сердца стучат в унисон, рождаются такие произведения искусства, которые способны взаимодействовать, оставаясь на расстоянии друг от друга.

 

 

 

 

Сапар Койчуманов. Самолёт, два деда и я
Проза
Сапар Койчуманов. Базар. Чач-тарач. «Бродяга»
Проза
Искусство жить вдвоём
События
Чюрлёнис шел по Млечному Пути
События
Концертная бригада на фронте
Художники Казахстана в военные годы. Из архива Н. С. Мухина
История одной горы
События
Мажит Бегалин
О любви к любви и искусству
События
«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева
Искусство жить вдвоём

Выставка под названием «1+1», проходившая в Almaty Gallery, представляла первую совместную экспозицию супругов и художников Александра и Рашиды (Риты)

Чюрлёнис шел по Млечному Пути

Центральный государственный музей Республики Казахстан совместно с Генеральным консульством Литовской Республики в Алматы впервые представляют междуна

История одной горы

«История одной Горы»: визуальные метафоры и графические размышления» – такое название получила выставка Георгия Макарова, которая проходит с 5 по 30 а

Концертная бригада на фронте

В конце 1942 года ЦК Компартии Казахстана и Управление по делам искусства при Народном комиссариате КазССР приняли решение отправить на фронт концертн

Художники Казахстана в военные годы. Из архива Н. С. Мухина

В Государственном музее искусств им. А. Кастеева хранится архив Н. С. Мухина, который долгие годы (с 1937 по 1960-е) был секретарем Союза художников К

Мажит Бегалин

Мажит Бегалин в казахском кинематографе – фигура неординарная. Он был одним из колоссальной четверки, которая основала базу казахской кинорежиссуры в

«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева

В Алматы проживает и работает семья дизайнеров Ризабаевых-Вайн, объединенная в бренд этнической одежды и ювелирных изделий LATUHA. У бренда все больше

Опера никогда не обманывает

16 февраля 2025 года ведущий солист Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая, руководитель оперной труппы и педагог консерватории Нур

Следуя за Лолитой

Бывают на свете люди-светлячки, что летят на свет, и нам хочется следовать за ними, потому что путь указан верный. Такие люди вдохновляют, от них исхо

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы