Искусство жить вдвоём
- События
Выставка под названием «1+1», проходившая в Almaty Gallery, представляла первую совместную экспозицию супругов и художников Александра и Рашиды (Риты) Осиповых.

Рашида и Александр Осиповы
Фото: Ева Крылова
Этот творческий и семейный тандем, в котором каждый имеет собственный художественный стиль и видение, объединился в одном пространстве, чтобы показать, как личное и профессиональное могут переплетаться и дополнять друг друга.
Название выставки «1+1» символично: оно подчеркивает идею равноправного союза двух творческих индивидуальностей, которые, не теряя своей самобытности, создают что-то большее в диалоге и синергии.
В аннотации к выставке сообщалось, что «Александр и Рашида учились в одном институте, на одну и ту же дизайнерскую специальность. Но после университета Александр двинулся по стезям высокого искусства, искал себя в живописи, графике, скульптуре. Участвовал в выставках и различных концептуальных проектах. Александр Осипов стал ярким, узнаваемым, неповторимым художником.

Александр Осипов
Из детства. 2013. Холст, масло. 92х116
Рашида пришла к фотографике, благо эра цифровых фотоаппаратов и соответствующего программного обеспечения дарит безграничные возможности. Со временем возникла коллекция жизненных моментов, наблюдений, впечатлений».

Рашида Осипова
Сарай. 2010. ПВХ, цифровая печать
В итоге – закономерно и неожиданно – стали возникать точки пересечения путей Александра и Рашиды (Риты) в многомерном арт-пространстве.
Находки Риты в фотовидении, как своего рода моменты истины, вдохновили Александра на собственные интерпретации. Возникли переклички.
Так родилась идея объединить эти пересечения в одном выставочном пространстве: сделать цифровое – физически воплощённым, соединить рукотворное с «механическим» и замкнуть это в единую тему «1+1». Или назовем это «Рита плюс Саша», где это не только супружеский союз, но и творческий тандем двух замечательных художников, двух индивидуальностей, создающих нечто целое.
Александр Осипов – яркая фигура в казахстанском и международном искусстве, член Союза художников Республики Казахстан. Его работы успешно экспонируются за рубежом и приобретаются для частных и музейных коллекций.

Александр Осипов
Хуанлун. Желтый дракон
Цветущий Китай. 2016–2017
Холст, масло. 110х200

Александр Осипов
Птицы. 2016. Холст, масло. 80х100
Рита Осипова – художник, работающий в сфере дизайна и цифровой фотографии. Эта выставка стала её крупным дебютом, на котором представлено более 30 фоторабот.

Рашида Осипова
Письмена. 2024
Цифровая печать на банере

Рашида Осипова
Тыква. 2016. ПВХ, цифровая печать

Рашида Осипова
Армянка. 2010. ПВХ, цифровая печать
Если пройтись по следам выставки, то, можно отметить, что визуальный диалог двух художников был выстроен на принципе «фотография – холст, масло», где фотографические снимки Риты находили живописное отражение в работах Александра.
Такое взаимодействие в этой паре происходит не только в искусстве, но и в жизни, в быту.
Дом, в котором живут Рита и Саша, и который они выстроили сами, больше напоминает загородную художественную галерею и мастерскую. В каждом элементе интерьера – продуманность, чувство стиля. Это пространство пронизано эстетикой: картины Александра, скульптуры и фотографии Рашиды. Совместно они не просто создают интерьер, но и атмосферу дома, в котором считывается глубоко личная, почти сакральная значимость искусства в жизни этой пары.
А в самом центре дома расположен портрет под названием «Рита. Посвящение классике». Его не просто видишь – он действует, как символ уважения к искусству, к женщине. К женщине, которая рядом всегда. Этот портрет занял главное место в доме. И на состоявшейся выставке тоже. Он не из серии «1+1», где соединяются фотография и живопись. Он из другой плоскости – из жизни, из любви, и соткан из совместных лет, взглядов, памяти, истории, из взаимного вдохновения. Потому наполнен очень мощной энергией.
– Эту работу Саша подарил мне на очередную годовщину нашей совместной жизни, на тридцатилетие что ли, – вспоминает Рита Осипова. – Мне очень нравится этот портрет. Купить шубку или бриллиант – фантазия не большая, а вот написать такой портрет сумеют редкие единицы, наделенные огромным талантом. Я совершенно равнодушна к предметам роскоши и даже тем украшениям, что подарил мне Саша. Редко их ношу. А этот портрет висит у нас в доме на самом видном месте и всегда греет душу.
Если определить тематически, то «перекличка» двух художников была выстроена на натюрмортах, где тыквы, листья осени, блики в лужах на фотографиях Риты находили свою интерпретацию в масле на холсте Александра. А на основе фотографии, где художник-живописец был запечатлен и доработан графически Ритой, Александр создал свой самый потрясающий автопортрет.
– Я сняла на фотоаппарат портрет Саши в Стамбуле и сделала графический коллаж. Он понравился ему, и на основе моей работы он сделал свой живописный вариант и получил золотую медаль на отчетной выставке Союза художников Республики Казахстан.

Рашида Осипова
Саша. 2018. ПВХ, цифровая печать

Александр Осипов
Взгляд. Автопортрет. 2015
Холст, масло. 80х100
А диптих отражений в воде был основан на фотографии ступней, погружённых в лужу. Поверхностное спокойствие воды скрывало глубину эмоционального напряжения, которое неожиданно отразилось в форме, напоминающей «Крик» Эдварда Мунка. Аллюзия возникла сама собой – не как подражание, а как неосознанная интерпретация внутреннего состояния через зыбкую плоскость отражения.

Рашида Осипова
Отражение. 2018. ПВХ, цифровая печать

Александр Осипов
Отражение. Крик. 2019
Холст, масло. 100х80
В данном арт-проекте Рита и Саша предстали перед зрителем как неразделимый дуэт: даже их скульптуры, расположенные в разных частях выставочного пространства, словно «переговаривались» между собой. Когда сердца стучат в унисон, рождаются такие произведения искусства, которые способны взаимодействовать, оставаясь на расстоянии друг от друга.














