Мажит Бегалин

Текст: ИННА СМАИЛОВА. Фото из архива киностудии «Казахфильм» им. Ш. Айманова

Мажит Бегалин в казахском кинематографе – фигура неординарная. Он был одним из колоссальной четверки, которая основала базу казахской кинорежиссуры в республике, его фильмы до сих пор современны и в контексте темы, и своим изображением. Пожалуй, он единственный из первоначальной когорты, который уделял такое большое внимание пространству кадра и мизансцены, ритму и актерской пластике исполнения. Его человеческая позиция – личности, служащей своему народу, – характерна и для творчества. У него не много фильмов, но каждый из них достоин признания.

 

1

Мажит Бегалин

 

Чтобы прийти в кино, Мажиту Бегалину пришлось пройти тяжелый путь первых военных лет. Демобилизовавшись, он одним из первых казахов поступил на режиссуру во ВГИК к С. Герасимову. 1954 год считается началом основания национальной школы режиссуры. У Шакена Айманова выходит дебютный фильм «Поэма о любви», а у Мажита Бегалина – первая работа в качестве постановщика фильма «Это было в Шугле».

Пройдет два года, и он приступит к съемкам одной из главных картин в своей фильмографии «Его время придет» о жизни Чокана Валиханова. Впервые в советском кино режиссер старается поменять акцент биографического жанра. В его трактовке главным героем становится не история, не идеология, не герой, превращающийся в символ-образ, а человек! Нурмухан Жантурин в роли Чокана динамичен, стремителен, как сама мысль, которая увлекает его и зрителя в знаменитой финальной скачке. Появляется новый герой – духовная личность, которая ведет за собой новое время!

 

2

3

Кадры из фильма «Его время придет»

 

В 1958 году закончена следующая картина «Возвращение на землю», после которой 6 лет приходится не снимать. Но уже новый фильм «Следы уходят за горизонт» (1965) потрясает даже сегодня своим киноязыком. Подобно японцам, М. Бегалин и оператор А. Ашрапов снимают историю сложных семейных отношений с нижнего ракурса, заставляя дышать пространство кадра с помощью света. В мизансценах – четкое расположение фигур, ни одной лишней детали или движения. Замечательный актерский ансамбль актеров, чья игра выстраивается на полутонах жестов и выражений лиц.

 

4

5

6

Кадры из фильма «Следы уходят за горизонт»

 

В 1967 году выходит эпический фильм «За нами Москва» по произведению Б. Момышулы. В фильме рассказывается о дивизии И. В. Панфилова. Через два года – новый фильм о войне «Песнь о Маншук». Снова биографическая и военная тема. Но фильм далек от повторений. Картина строится почти на средних и крупных планах героини Натальи Аринбасаровой. Мы видим не монументальную защитницу родины, а хрупкую, ранимую, очаровательную девушку. Здесь важны не слова и долг, а состояние и выбор человека, вовлеченного в трагедию.

 

7

8

9

На съемках фильма «За нами Москва»

 

10

Кадр из фильма «За нами Москва»

 

11

12

13

Кадры из фильма «Песнь о Маншук»

 

Последняя картина «Уральск в огне» (известен также как «Степные раскаты») посвящена реальным событиям захвата города Уральска белогвардейцами в 1919 году. Одним из прообразов фильма являлся лидер казахского правительства Алаш-Орды Бахытжан Каратаев. Запрет показа картины стал одной из причин личной трагедии режиссера, так рано ушедшего из жизни. Но, как и в случае с его героями, Мажит Бегалин в нашем искусстве остается той сильной духовной личностью, которой подвластно увлекать вслед своей лихой скачке новые поколения кинорежиссеров!

 

14

На съемках фильма «Уральск в огне»

 

15

16

Кадры из фильма «Уральск в огне»

 

Биографическая справка

Мажит Сапаргалиевич Бегалин (22.02.1922, КазАССР, – 5.05.1978, Москва, СССР) – советский и казахский киноактер, кинорежиссер и сценарист. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1977).

Родился в Абралинском районе Семипалатинской области. В девятилетнем возрасте с семьей переехал в город Алма-Ату, когда его отца, писателя Сапаргали Бегалина, назначили главным редактором газеты «Турксиб».

В выпускном классе школы окончил нулевой курс Горного института, планировал стать маркшейдером. Но с началом Великой Отечественной войны, не успев получить аттестат, ушел на фронт. Весной 1943 года вернулся домой без правой руки. В том же году поступил во ВГИК (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой). В 1948 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. После окончания учебы работал на киностудии «Мосфильм», был вторым режиссером в фильмах «Молодая гвардия» (реж. С.  Герасимов) и в «Падении Берлина» (реж.  М. Чиаурели).

Вернувшись в Казахстан, с 1949 года работал художественным руководителем на киностудии «Казахфильм».
Награжден орденом «Знак Почета» (1959), серебряной медалью им. А. П. Довженко (1972).

Актер:
1971 – Ночь на 14-й параллели (режВ. Шредель)

Режиссер-постановщик:
1974 – Уральск в огне
1974 – Песнь о Маншук
1967 – За нами Москва
1964 – Следы уходят за горизонт
1959 – Возвращение на землю
1957 – Его время придет
1955 – Это было в Шугле

Автор сценария:
1967 – За нами Москва
1974 – Уральск в огне (совместно с В. Куниным)

Художественный руководитель:
1972 – Лесная баллада (реж.: Н. Жантурин, Цой Гук Ин)

 

17

Мажит Бегалин

 

Опубликовано в журнале Nomad-Kazakhstan №5 (17) 2007

 

Сапар Койчуманов. Базар. Чач-тарач. «Бродяга»
Проза
Искусство жить вдвоём
События
Чюрлёнис шел по Млечному Пути
События
Концертная бригада на фронте
Художники Казахстана в военные годы. Из архива Н. С. Мухина
История одной горы
События
Мажит Бегалин
О любви к любви и искусству
События
«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева
Берлинале 2025. Призеры
События
Искусство жить вдвоём

Выставка под названием «1+1», проходившая в Almaty Gallery, представляла первую совместную экспозицию супругов и художников Александра и Рашиды (Риты)

Чюрлёнис шел по Млечному Пути

Центральный государственный музей Республики Казахстан совместно с Генеральным консульством Литовской Республики в Алматы впервые представляют междуна

История одной горы

«История одной Горы»: визуальные метафоры и графические размышления» – такое название получила выставка Георгия Макарова, которая проходит с 5 по 30 а

Концертная бригада на фронте

В конце 1942 года ЦК Компартии Казахстана и Управление по делам искусства при Народном комиссариате КазССР приняли решение отправить на фронт концертн

Художники Казахстана в военные годы. Из архива Н. С. Мухина

В Государственном музее искусств им. А. Кастеева хранится архив Н. С. Мухина, который долгие годы (с 1937 по 1960-е) был секретарем Союза художников К

Мажит Бегалин

Мажит Бегалин в казахском кинематографе – фигура неординарная. Он был одним из колоссальной четверки, которая основала базу казахской кинорежиссуры в

«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева

В Алматы проживает и работает семья дизайнеров Ризабаевых-Вайн, объединенная в бренд этнической одежды и ювелирных изделий LATUHA. У бренда все больше

Опера никогда не обманывает

16 февраля 2025 года ведущий солист Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая, руководитель оперной труппы и педагог консерватории Нур

Следуя за Лолитой

Бывают на свете люди-светлячки, что летят на свет, и нам хочется следовать за ними, потому что путь указан верный. Такие люди вдохновляют, от них исхо

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы