Художники Казахстана в военные годы. Из архива Н. С. Мухина

С материалами архива работала ГУЛЬНАР АКИШЕВА

В Государственном музее искусств им. А. Кастеева хранится архив Н. С. Мухина, который долгие годы (с 1937 по 1960-е) был секретарем Союза художников Казахстана. Он скрупулезно собирал все материалы о событиях и художниках республики. Из множества газетных вырезок, копий постановлений и собственных его записей на тетрадных листах складывается картина жизни давних лет.

 

1 MG 4379

 

Особый интерес сейчас, в связи с юбилеем Великой Победы, представляют сведения об Алма-Ате и художественной жизни республики в годы Великой Отечественной войны. Благодаря архиву Мухина мы узнаем о том нелегком времени, можно сказать, из первых рук. Он, конечно, не рассчитывал на публикацию своих записей, его целью было просто сберечь память о событиях и фактах, но тем ценнее становятся для нас его материалы сегодня. Также хочется отдать дань памяти художникам-казахстанцам, ушедшим на фронт и погибшим, сражаясь за Родину. Это А. К. Евдаков (1913–1941), Д. Н. Елькин (1907–1941), А. Г. Заковряшин (1899–1945), А. Г. Ильин (1915–1941) и Л. В. Гербановский (1912–1944), сведения о котором я почерпнула из разговоров с его вдовой, замечательным человеком, с которой я познакомилась, начав работать в музее в конце 1970-х.

Во главе Союза художников Казахстана к началу Великой Отечественной войны находился президиум в составе: председатель Георгий Александрович Брылов, заместитель по творческим вопросам Абылхан Кастеев и по организационным вопросам Владимир Николаевич Сладков. Перед руководством союза встал большой, серьезный, требующий срочного решения вопрос – как средствами изобразительного искусства помочь Родине победить, уничтожить злодейски напавшего врага. Создание картин и скульптур – долгий процесс, а ситуация требовала найти такую форму борьбы, чтобы это завтра, а еще лучше сегодня, было действенным. И форма была найдена – плакаты и так называемые агит-окна. Было решено все издания выпускать под лозунгом «По врагам нашей Родины». Союз Художников и «КазИЗО» с помощью трафарета и двух-трех красок стали выпускать их тиражом до 50 экземпляров в ночь. Утром в местах скопления народа граждане видели рисунки, читали тексты на стенах зданий города.

Союз художников Казахстана обратился в Союз писателей Казахстана с просьбой помочь художникам в написании литературных текстов для агит-окон и плакатов, и теперь по готовым текстам художники создавали эскизы. Часто бывало, что художники и сами давали тексты вместе с рисунками.

Первым принес агит-окно художник Н. В. Цивчинский. Текст его был такой: «На Россию Гитлер прет, царский трон с собой везет». В июне представил эскиз художник А. Г. Заковряшин на тему: «Били, бьем и будем бить» (текст И. Артамонова). В июле 1941 года редакционным советом были утверждены и выпущены в свет плакаты «За Родину» (Г. Брылов, текст Д. Снегина), «Спекулянты» (А. Евдаков, текст Д. Снегина), «В СССР – зверь» (Н. Цивчинский, текст его же), «Уничтожить» (Л. Гербановский, текст П. Кузнецова), «Военный трибунал» (А. Евдаков, текст Л. Макеева).

 

2 MG 4377

 

Впоследствии Союзу Художников пришлось заняться еще и выпуском плакатов-обращений к труженикам сельского хозяйства. Уже в июле 1941 года был выпущен плакат художника А. Евдакова «Много дадим хлеба Родине!», в 1942 году – плакат художника С. Столярова «Работники совхозов, готовьте проведение сытой, теплой зимовки скота», в 1943 году художник Н. Карповский создал агит-окно «И в бою, и в поле, такова задача – конь исправный нужен, а никак не кляча». Таких агит-окон и плакатов «По врагам нашей Родины», требовавших точных и определенных образов, доступных широкому зрителю, Союзом художников Казахстана и КазИЗО было выпущено за годы войны более 150.

Известно, что в Казахстан было эвакуировано население из западных районов центральных областей РСФСР и Украины, Москвы и Ленинграда. Среди них были работники искусства – художники и искусствоведы. Прибывали художники в одиночку и с семьями. Одни выходили из вагонов с чемоданами и этюдниками, а многие (особенно с Украины) – только с узелками в руках.

Союз художников в то время располагал одним старым помещением (по ул. Октябрьской) и жилым домом во дворе, заселенным еще до войны жильцами, причастными к Союзу. Остро встал вопрос о жилище. Часто происходило так: звонок со станции Алма-Ата-2: «Прибыли эвакуированные художники из … столько-то человек с семьями – забирайте», и разговор на этом кончался. А куда забирать и на чем забирать (автомашин у Союза тогда не было)? Было еще хорошо, если это событие происходило днем, но ведь были звонки со станции и ночами.

Вот список художников, эвакуированных в город Алма-Аты в годы войны.

Из Москвы – Е. Абрамова, М. Аксельрод, В. Андриянов, А. Бергер, Л. Бруни, И. Вано (Иванов), А. Гомулин, Н. Добычина, Б. Дубровский-Эшке, В. Егоров, Я. Затенацкий, С. Зелихман, Е. Калачев, Б. Каптерев, А. Костомолоцкий, А. Кручинин, П. Крылов и М. Куприянов (оба – Кукрыниксы), С. Махтин, М. Медведев, Б. Месропян, М. Миронова, Л. Наумова, К. Николаев, А. Никулин, А. Птушко, Р. Распопов, Б. Урманче, И. Чайков, Н. Шемет, С. Яковлев. Среди эвакуированных студентов ВГИКа был С. Сухов.

Из Ленинграда – В. Балюзек, Н. Белявский, Ф. Беремштам, В. Богатырев, Г. Богатырева-Кононова, С. Бондар, Р. Великанова, В. Воинов, И. Гурвич, Т. Глебова, В. Денисов, П. Зальцман, М. Левин, М. Липкин, Д. Митрохин, В. Стерлигов (после контузии, полученной на фронте), В. Ушаков.

Из Харькова – Б. Аверин, Б. Белопольский, С. Беседин, Б. Бланк, Л. Блох, И. Бойченко, М. Головатинский, Е. Гольдштейн, И. Дайц, Н. Карповский, В. Каясьян, О. Кудрявцева, М. Лысенко, Л. Муравин, И. Рык, И. Сирота, Г. Тростянко, М. Фрадкин, Л. Худяк, Д. Шавыкин.

Из Киева – Э. Бабад, Г. Беркович, А. Петрицкий, С. Уманский, А. Черкасский. Из Одессы – П. Злочевский, В. Котляр, М. Котляр, В. Нестеров, Г. Шполянский. Из Ворошиловграда была эвакуирована З. Береговая. Из Минска прибыли двое: М. Беркович и С. Палеес. Из Варшавы был эвакуирован Х. Ганофт.

Рядом с именами некоторых художников в списках Мухина обозначено лишь название республики. Среди таких: В. Бостанжогло (Украина), Н. Рапопорт (БССР), Б. Эссен (Эстония). Есть и такие художники, чье прежнее местожительство не указано. Времена были тяжелые, документы, случалось, терялись. Среди безадресных оказались: Д. Гуревич, И. Иткинд, Х. Крымшамхалов, А. Сальман, Н. Суворов, А. Страхов-Браславский, А. Уткин, В. Фролова, И. Шпинель, В. Эйферт. Позднее стало известно, что, например, Иткинд, Черкасский и Эйферт были репрессированы. Когда такие художники после освобождения приезжали в город Алма-Аты, они не афишировали эту трагическую страницу своей биографии.

Таким образом, к концу 1942 года коллектив Союза художников Казахстана увеличился более чем в два раза и пополнился большими и интересными художниками. Руководство Союза художников хорошо понимало положение эвакуированных художников, но и те видели и чувствовали состояние и возможности Союза. Всем было понятно – тяжелое время. И это взаимное понимание друг друга было отрадным явлением. Со стороны эвакуированных не было никаких претензий, хотя остро ощущались нужда и необходимость в самом насущном – жилище и питании. Одиночки расселялись по распоряжению Горсовета в частные дома или в квартиры на уплотнение. Труднее было с семейными художниками.

Союз художников сразу отдал все свои свободные помещения под жилье. В основном, здесь жили украинские семейные художники (С. Беседин, М. Лысенко, Б. Бланк и др.). Большая группа украинских художников была расселена в селе Талгар. Художники Ленинграда и Москвы жили в городе.

Более 30 художников участвовали в организованных по типу «Окон ТАСС» агит-окнах «По врагам нашей Родины». В этой работе приняли активное участие московские художники Кукрыниксы и писатель С. Маршак, а также Г. Брылов – ответственный редактор по выпуску агит-окон и художники А. Евдаков, Н. Цивчинский, С. Уманский, Дайтц, Н. Карповский и А. Бергер. В республике, к сожалению, не сохранилось полного комплекта изданных агит-окон и плакатов, но небольшая часть их имеется в книжной палате г. Алматы, Республиканском архиве, а также в библиотеке Государственного музея искусств им. А. Кастеева. 

 

3 MG 4380

 

В годы войны проходили художественные выставки, организованные Союзом художников и Казахской государственной художественной галереей им. Т. Г. Шевченко, которая, за отсутствием собственного помещения, устраивала небольшие передвижные выставки в военных госпиталях, школах, на призывных пунктах Казвоенкомата, в помещениях Театра оперы и балета и Дома офицеров. В 1942 году по особому ходатайству перед Союзом художников СССР было получено разрешение о выдаче, через Казахское отделение Художественного фонда СССР, творческих пособий на создание произведений. Художникам, получившим пособие, следовало показать свои работы на отчетных выставках.

В 1943 году проходили выставки В. Ушакова, Т. Глебовой, М. Левина, П. Зальцмана, Р. Великановой, В. Стерлигова, Д. Митрохина, А. Исмаилова и К. Ходжикова, а также Л. Гербановского, Н. Аксельрода, В. Каптерева и Н. Бортникова. В марте состоялась отчетная выставка А. Исмаилова – первого председателя творческого союза художников Казахстана в 1933 году. В июне – выставка художника-фронтовика Л. Гербановского. Он прибыл в Алма-Ату в 1933 году и все годы, до призыва в армию в 1941, работал в комсомольских издательствах.

В конце 1941 года Союз художников Казахстана получил указание Правительства о бронировании – освобождении художников от призыва в армию по представлению творческого Союза. В 1944 и 1945 годах художники, получившие брони, по своему глубокому сознанию, по собственной инициативе и в благодарность устраивали выставки-отчеты. Вот почему 1944 и 1945 годы были «урожайными» на выставки. Только в 1944 году их было более 25. В 1944 году в Москве в Музее Восточных культур проходила выставка Союзных и Автономных республик и областей РСФСР. На эту выставку от Казахстана было отправлено 82 произведения, созданные 26 художниками.

 

4 MG 4378

 

В июне 1944 года в алма-атинском краеведческом музее была организована выставка конкурсных работ на создание портрета народного героя гражданской войны Амангельды Иманова. Кроме казахстанских художников в конкурсе принимали участие и эвакуированные художники, для которых еще весной в Академии наук Казахской ССР были организованы лекции Доктора исторических наук А. Маргулана. В сентябре 1944 года Государственной галереей им. Шевченко в помещении краеведческого музея была проведена персональная выставка профессора А. Черкасского. Проходили выставки и других художников: Н. Аксельрода, В. Андриянова, А. Бергера, В. Богатырева, Н. Бортникова, М. Головатинского, профессора Б. Дубровского-Эшке, М. Левина, Д. Митрохина, В. Ушакова, М. Фрадкина, К. Ходжикова, И. Шпинеля, а также художников-фронтовиков – К. Баранова, В. Киясова, С. Столярова и Чернышева. Участвовали в выставках и те, кто уже вступил или хотел вступить в Союз художников: Э. Бабад, Б. Бланк, Т. Глебова, Д. Гуревич, А. Исмаилов, В. Каптерев, Н. Карповский, Коваленко, О. Кужеленко, А. Пономарев, Г. Симкин, Сирота, В. Стерлигов, В. Ушаков, К. Ходжиков, А. Черкасский, Н. Шемет, Шполянский, а также А. Заковряшин, А. Михеев, А. Ненашев, В. Теляковский и Н. Цивчинский.

В конце 1944 года началась реэвакуация художников, но возвращение эвакуированных художников шло медленно и закончилось только в октябре 1945 года. Волновались художники, получившие брони-отсрочки от призыва и не отчитавшиеся перед коллективом. Должниками они уезжать из Казахстана не хотели. Правление Союза художников приняло решение, и в период с 28 мая по 9 августа 1945 года были заслушаны 22 творческих самоотчета художников.

Такой, вкратце, была художественная жизнь республики и города Алма-Аты в годы Великой Отечественной войны. И это только небольшая страница в истории, но надеемся, что она поможет узнать сегодняшнему поколению людей о том непростом времени в истории нашей страны и нашего города. В жизни нынешних ветеранов, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше, тех, кто воевал или трудился в тылу, военные годы, несмотря ни на что, остаются незабываемыми годами их молодости, из которых память сохранила все самое лучшее – веру и надежду в мирное и счастливое будущее, а наша задача – донести достоверную правду и сохранить добрую память о всех художниках-ветеранах.

Сапар Койчуманов. Базар. Чач-тарач. «Бродяга»
Проза
Искусство жить вдвоём
События
Чюрлёнис шел по Млечному Пути
События
Концертная бригада на фронте
Художники Казахстана в военные годы. Из архива Н. С. Мухина
История одной горы
События
Мажит Бегалин
О любви к любви и искусству
События
«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева
Берлинале 2025. Призеры
События
Искусство жить вдвоём

Выставка под названием «1+1», проходившая в Almaty Gallery, представляла первую совместную экспозицию супругов и художников Александра и Рашиды (Риты)

Чюрлёнис шел по Млечному Пути

Центральный государственный музей Республики Казахстан совместно с Генеральным консульством Литовской Республики в Алматы впервые представляют междуна

История одной горы

«История одной Горы»: визуальные метафоры и графические размышления» – такое название получила выставка Георгия Макарова, которая проходит с 5 по 30 а

Концертная бригада на фронте

В конце 1942 года ЦК Компартии Казахстана и Управление по делам искусства при Народном комиссариате КазССР приняли решение отправить на фронт концертн

Художники Казахстана в военные годы. Из архива Н. С. Мухина

В Государственном музее искусств им. А. Кастеева хранится архив Н. С. Мухина, который долгие годы (с 1937 по 1960-е) был секретарем Союза художников К

Мажит Бегалин

Мажит Бегалин в казахском кинематографе – фигура неординарная. Он был одним из колоссальной четверки, которая основала базу казахской кинорежиссуры в

«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева

В Алматы проживает и работает семья дизайнеров Ризабаевых-Вайн, объединенная в бренд этнической одежды и ювелирных изделий LATUHA. У бренда все больше

Опера никогда не обманывает

16 февраля 2025 года ведущий солист Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая, руководитель оперной труппы и педагог консерватории Нур

Следуя за Лолитой

Бывают на свете люди-светлячки, что летят на свет, и нам хочется следовать за ними, потому что путь указан верный. Такие люди вдохновляют, от них исхо

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы