Клим Ли. Парадокс зеркал
- Altyn Art
Зеркало – предмет мистический, обладающий таинственными свойствами. Когда мы сморимся в него, мы словно заглядываем в глубины своей души. Мы условно можем оказаться в пространстве зазеркалья, и даже увидеть прошлое… Зеркало умножает красоту и многократно усиливает звучание трагедии.
Автопортрет. 2018. Бумага, тушь. 100х70
В одном из автопортретов Клима Ли мы видим лицо человека, данное крупным планом, с упавшей на него сильной тенью, глубоко сосредоточенное… Серьезный и немного грустный, глубокий взгляд поверх очков, потухшая сигарета машинально зажата в губах, очки на носу… Изображение сопровождается стихами Исикавы Такубоку: «Проходя мимо лавки зеркал, / Я вдруг удивился: / Так вот я какой! / Обтрепанный, / Бледный…». Этот портрет сразу же приковывает внимание зрителя, останавливая наш взгляд. Кто скрывается за этим портретом-маской?
Заслуженный художник РФ, почетный академик Российской академии художеств Клим Ли более 10 лет возглавлявший факультет графики Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, сейчас – руководитель персональной мастерской этого вуза. Это не только замечательный организатор и педагог, но и выдающийся современный художник, тонкий мастер различных графических техник.
На реке. 2019. Бумага, акварель, гуашь. 64х92
Клим Ли родился в 1946 году в Узбекистане. Окончил среднюю школу им. Н. К. Крупской в Мирзачуле. В 1976 году окончил Институт им. И. Е. Репина в Ленинграде. Уроженец Узбекистана, кореец по национальности, наследник традиций русского искусства, академист по образованию, знаток европейских школ, в крови его – генетически унаследованные традиции разных культур. Однако он идентифицирует себя исключительно с русской культурой, считая себя носителем традиций петербургской художественной школы. В нем сочетается восточная высочайшая графическая культура линии, восточное понимание пространства и времени, и западное чувство формы, проросшие на почве петербургской художественной традиции. Именно Петербург оказался для Клима местом пересечения Запада и Востока.
Маки на крыше. 2018. Бумага, акварель, гуашь. 50х74
Клим Ли создал несколько сотен произведений оригинальной и печатной графики в разных жанрах изобразительного искусства, более 100 книг оформлено им как книжным иллюстратором. Многие из его работ в этой сфере уже вошли в историю книжной графики – иллюстрации к А. С. Пушкину, Ги де Мопассану, В. Набокову. Несколько циклов иллюстраций К. Ли связаны с литературой ХХ–ХХI веков, связанной с осмыслением российской истории. Теме войны и гибели совсем еще молодых людей посвящены пронзительные повести Б. Васильева «Завтра была война», «В списках не значился» и «А зори здесь тихие».
Иллюстрации к книге Бориса Васильева «Завтра была война». 2017. Бумага, акварель. 92х69
Иллюстрация к книге Бориса Васильева «Завтра была война». 2017. Бумага, акварель. 69х92
Иллюстрация к книге Бориса Васильева «А зори здесь тихие». 2017. Бумага, акварель. 92х69
Клим Ли выполнил цикл иллюстраций для издательства «Речь» в 2018 году. С этими же настроениями перекликается и цикл иллюстраций к роману З. Прилепина «Обитель» (М.: АСТ, 2019) о Соловецком лагере особого назначения.
Иллюстрации к книге Захара Прилепина «Обитель». 2017. Бумага, тушь, белила. 92х69
Клим Ли – известный мастер портрета. Работы отличаются разнообразием графических техник и материалов, различных композиционных приемов, но удивительным образом манера художника в них всегда узнаваема. Очень часто – это портреты прекрасных дам. Их не назовешь салонными, но автору всегда удается увидеть в своей модели самое восхитительное, свойственное ей одной, он умеет словно раствориться в создаваемом образе, влюбиться в него хотя бы на несколько мгновений. В них привлекает нежное отношение к женщине как к тайне, чуду. Это своеобразное современное «пигмалионство».
Офелия. 2017. Бумага, тушь. 86х61
Особого внимания заслуживают пейзажи Клима Ли. Они основаны на натурном видении. Художник утверждает, что все, изображенное в его картинах, подсмотрено в реальности. Но в пейзажах есть большая степень обобщения, строгий отбор деталей, колористическое единство. Пейзаж для этого мастера имеет совершенно особое значение. Ощущением этого жанра пронизано все его творчество. Мы ощущаем присутствие пейзажных образов даже там, где на фоне чистого бумажного листа видим портретное изображение. Но в самом формате листов, принципах построения пространства, линейных ритмах мы ощущаем световоздушную среду, пленэрную свободу, мерцание света и цвета. Это делает произведения Клима очень живыми, близкими к зрительскому пониманию, ясными и глубокими. Кажется, он нашел свой алгоритм в искусстве, что дано далеко не каждому художнику.
Настроение. 2001. Бумага, акварель, гуашь. 39,5х49,5
Летний пейзаж. 2014. Бум,акварель, гуашь. Бумага, акварель, гуашь. 39,5х49,5
Станковые композиции и книжные иллюстрации Клима Ли отличаются высоким мастерством, точностью и легкостью линий, притягивают огромным внутренним напряжением и духовной силой, лаконичными, но удивительно точными средствами выразительности. Можно безо всяких натяжек сказать, что сейчас Клим Ли – один из самых высокопрофессиональных петербургских художников-графиков, с его именем, наряду с именами его коллег, ассоциируется и современное академическое художественное образование.
Опубликовано в журнале Altyn-Art №1 (1) 2020