Художественный мир Нелли Бубэ

Текст: ЕКАТЕРИНА РЕЗНИКОВА

Творчество казахстанской художницы Нелли Бубэ отличают сюжетное и техническое разнообразие. Будучи увлеченной натурой, она всегда открыта экспериментам и поискам. Ее авторский стиль узнаваем и полюбился многим в Казахстане и за его пределами.

Сватовство. 2014. Смешанная техника. 44х104

Нелли пробует себя в различных темах, сюжетах, техниках, объединяя в произведениях прошлое и настоящее, Восток и Запад. Обширные тематические серии обращаются к древней истории, охватывая библейские притчи, повествуя о бытовом укладе кочевья, представляя восточные города Великого Шелкового пути.

Многообразие мира кочевника в произведениях Нелли Бубэ передано чередой ежедневных событий, отображающих размеренное течение жизни. Подготовка к встрече гостей и праздничный дастархан, угощение чаем и кумысом под плавную мелодию домбры, медитативный процесс ткачества и валяние шерсти, качание колыбели и тихие напевы… Композиции бытовых сцен, выстраиваясь в общую линию, создают лирическое повествование о повседневности, где неоценимо значение каждого мгновения.

Внимательное отношение к костюмам, головным уборам, предметам традиционного быта, щедро наполняющим композиции, создает атмосферу погружения в далекое прошлое казахского аула. Каждой работе предшествует значительный подготовительный этап, где очень важны эскизы, первичные наброски, поиск и анализ исторического материала.

Арарат. 2014. Смешанная техника. 51х64

Центр мира кочевника – юрта – уникальный передвижной дом, сферическая форма которого наглядно воплощает представления номада об устройстве Вселенной. Нелли постоянно обращается к изображению юрты, нередко совмещая в одном произведении ее внешний облик и интерьер.

Важнейшую роль в композициях играет орнамент, придающий им декоративность и национальный колорит. Орнаментальные мотивы в творчестве Нелли проявляются и в композиционном построении, и в характерной рефренности – использовании раппорта, и в осознанном упрощении изображения или сведении его к знаку-символу. Орнамент может быть центром композиции или вспомогательным элементом, но всегда несет в себе энергетический посыл благопожеланий.

Номадическая тематика является составляющей частью большого цикла произведений Бубэ, посвященного Востоку, куда входят и сюжеты о Великом Шелковом пути с его бесконечными вереницами караванов и великолепием многолюдных восточных базаров, наполненных пряными ароматами и изобилующих яркими красками. На приглушенном золотистом фоне яркими цветовыми акцентами выделены отдельные фигуры и детали. В глубине этого светоносного пространства царственно возвышается монохромная архитектура древних восточных городов, внося ощущение их вневременности, отстраненности от всего суетного, проходящего, сиюминутного. Любая фигура в картине имеет четкий абрис, выделяющий ее на светлом фоне, словно это вложенный в оправу драгоценный камень, и связь персонажа с окружающим пространством кажется нам несколько условной.

В некоторых работах художница использует приемы, характерные для средневековой книжной миниатюры, и даже элементы иконописной традиции: фризовые композиции, триптихи, локальные цвета, золотой фон, принцип складня.

Нэлли Бубэ из цикла Из цикла «Библейские притчи»

Увлечение иконой закономерно привело художницу к библейской теме, которую она реализовывала более десяти лет в тематическом цикле «Притчи Иисуса Христа». Здесь же были проиллюстрированы выборочные сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Основной акцент сделан не столько на религиозные, сколько на общечеловеческие ценности. В настоящее время в Норвегии успешно проходит двухлетний проект – экспозиция 56 произведений Нелли Бубэ, посвященных Священному Писанию.

Присущие почерку Нелли приемы – декоративность, плоскостность, орнаментальность, позволяют ее образам органично и легко ложиться на поверхность произведений декоративно-прикладного искусства, в частности, ставших популярными казахстанских сувениров: чашек, пиал, тарелок и т.п.

Постоянная тяга к поиску побуждает художницу экспериментировать с пространством и формой. Нередко изображению становится тесно в границах рамы, некоторые фрагменты «вырываются» за ее пределы, а возникшие пустоты встраиваются в образную конструкцию. В других случаях привычная прямоугольная форма картины видоизменяется, становясь сложным многоугольником или тондо.

Увлечение фактурностью побуждает Нелли не ограничиваться пределами плоскости и «выйти» в трехмерное пространство. Порой это проявляется на уровне деликатных фактур, подобных гобеленовому плетению, которые художница создает с помощью специальной пасты различной консистенции собственного изготовления. Но наступает момент, когда рельеф начинает главенствовать, подчиняя себе плоскость. Живописное пространство становится объемным. Краски, взаимодействуя с фоном, вступают с ним в созвучие, рождая свою особую музыкальность. Каждый компонент – цвет, фактура, форма – подобен инструменту, исполняющему свою партию, и взаимодействие отдельных мелодий рождает полифоническое звучание образа.

Солнце пустыни. 2012. Смешанная техника. 90х80

В 1998 году в галерее «Улар» состоялась персональная выставка произведений Бубэ, где художница обратилась к зооморфным мотивам, выполненным из металлических и деревянных предметов. Сознательный выбор автором нехудожественного отработанного материала подчеркивал экологическую направленность проекта. Сегодня, 16 лет спустя, после длительной работы с фигуративом, Нелли вернулась к теме той ранней выставки. Потребность уйти от привычных сюжетов и языка побудили художницу вновь поработать в однажды найденной оригинальной манере.

В начале 2014 года в галерее «ОЮ» состоялась персональная выставка Нелли Бубэ «Трансформация». Название проекта говорит о стремлении видоизменить собственное мировоззрение, взглянуть на привычные вещи по-новому. Вся жизнь, по убеждению автора, является непрерывной цепью трансформаций, видоизменений состояний, как внутренних, так и внешних. Об этом размышляет она в пространстве экспозиции.

Здесь прослеживается идея трансформации «ненужных» предметов в художественные объекты. Это призыв увидеть в старых отработанных вещах новую жизнь. Мысль не нова – экологическое художественное движение актуально во всем мире, с каждым годом оно становится популярнее.

Идея выставки родилась вследствие накопления в мастерской множества объектов: кусков фанеры, баллончиков, фрагментов кожи и пр., ставших основой произведений. Все работы были созданы в течение месяца – двадцать восемь произведений родились на одном дыхании. Важным моментом является информативность, присущая самому материалу. Он первичен, его форма и фактура, неожиданные совмещения «подсказывают» идею художественного замысла, который затем умело воплощается автором. Нередко в задумку проникает ироническое начало, юмор, тогда образы становятся забавными.

Шанырак. 2012. Смешанная техника. 86х57

Перед автором не стояла задача достоверного отображения мира – это скорее цепь вариативных ощущений, состояний, ассоциаций. В их основе изначально лежит игра с предметами, в которую Нелли призывает включиться своего зрителя. Несмотря на кажущуюся оторванность от реального мира, все произведения связаны с ним неразрывно. Здесь прослеживается отмеченное ранее бережное отношение художницы к традиции, являющейся важнейшей составляющей ее фигуративных работ. Соединение приемов коллажа, локальных цветовых сочетаний, плавных обтекаемых очертаний рождает геометрические орнаментальные композиции, в которых не сразу угадывается присутствующий в каждой картине сюжет. И, тем не менее, здесь в несколько иной форме вновь обыгрываются уже знакомые казахские национальные традиции и обряды: визит гостей, кокпар, свадьба. В произведениях постоянно возникают условные символические воплощения человека и элементов природы. Порой это изображения, словно сошедшие с наскальных рисунков. Иногда – стилизованные силуэты, облаченные в национальные одежды: казахские женщины в кимешеках, участники свадебного тоя в праздничных нарядах, «египтянки» в длинных одеяниях.

Свадьба. Правая часть триптиха. 2014. Смешанная техника. 56х88

Помимо человека, свой художественный мир Нелли Бубэ населяет множеством других обитателей. Тут можно встретить птицу, верблюда, оленя или барана. С ними соседствует забавный королевский пингвин, задумчиво устремивший взор в небеса. Очертания упрощены и минимизированы, формы сведены к знаку, как единице орнамента, рожденного фантазией художницы. Объекты неживой природы также являются важнейшими составляющими этого художественного мира. Символический образ небесного светила в виде шанырака или мировое древо – извечные архетипы, воплощающие гармонию природы и мудрость божественного замысла.

Юрта – излюбленный образ Бубэ в разные периоды творчества, возникает и в пространстве данной выставки – в виде интерактивного объекта «Гости издалека». В композиции художница использовала настоящие старые двери юрты, декорировав их и дополнив новыми элементами. В проеме она разместила вырезанные из фанеры цветные фигурки людей, невозмутимо восседающих на фоне живописного горного пейзажа. Автор создает символическое гармоничное пространство, населенное персонажами, вступающими во взаимодействие друг с другом и с собственной средой обитания. Они обрели смысл жизни и излучают спокойное счастье. Их камерный мир скрыт от посторонних глаз, если двери закрыты, но зрителям предоставлена уникальная возможность стать гостями этого мира, открыв «двери-ставни».

Помимо очевидно преобладающей номадической тематики, в пространстве выставки возникают произведения и на другие сюжеты. В серии «Египетские ночи» силуэты женщин в галабее и парандже строятся ритмическими цветовыми плоскостями, создающими ощущение приобщения к тайне, скрытой под покровом их одеяний. Алматинская осень представлена абстрактными формами, цветом и фактурой напоминающими опавшую листву. Игра в шахматы в композиции «Ход конем» предстает в виде наслоения фрагментарных цветовых плоскостей и образованных ими пустот со стилизованной центральной фигурой, которой, видимо, суждено сыграть решающую роль в исходе партии.

В пространстве выставки автору удалось гармонично объединить традиционные образы и экспериментальную подачу их воплощения. По убеждению Нелли, искусство должно быть наднациональным. Очевидно, что отдавая предпочтение казахским национальным мотивам, художница создает произведения, наполненные общечеловеческим смыслом, без строгой привязки к региону или вероисповеданию. И в этом главная ценность многообразной художественной Вселенной Нелли Бубэ.

 

Опубликовано в журнале Nomad-Kazakhstan № 53-54 (1/2) 2014

История одной горы
События
Мажит Бегалин
О любви к любви и искусству
События
«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева
Берлинале 2025. Призеры
События
Берлинале 2025. Азия
События
Берлинале 2025. Америка
События
Опера никогда не обманывает
Берлинале 2025. Европа
События
Отогреться у «Замерзшего неба»
События
История одной горы

«История одной Горы»: визуальные метафоры и графические размышления» – такое название получила выставка Георгия Макарова, которая проходит с 5 по 30 а

О любви к любви и искусству

В казахстанский День любви, 15 апреля, в галерее Del arte Казахского Национального театра оперы и балета им. Абая его ведущие солисты Венера Алпысбаев

Берлинале 2025. Призеры

«Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля 2025 года получила картина «Мечты (Секс, любовь)» режиссера Дага Йохана Хёугеруда (Норвегия).

Мажит Бегалин

Мажит Бегалин в казахском кинематографе – фигура неординарная. Он был одним из колоссальной четверки, которая основала базу казахской кинорежиссуры в

Командировка в город снов

Во второй половине 1941 года столица Казахстана выдержала целое нашествие шумной и требовательной киноармии, поскольку непредсказуемые волны военной э

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева

В Алматы проживает и работает семья дизайнеров Ризабаевых-Вайн, объединенная в бренд этнической одежды и ювелирных изделий LATUHA. У бренда все больше

Опера никогда не обманывает

16 февраля 2025 года ведущий солист Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая, руководитель оперной труппы и педагог консерватории Нур

Следуя за Лолитой

Бывают на свете люди-светлячки, что летят на свет, и нам хочется следовать за ними, потому что путь указан верный. Такие люди вдохновляют, от них исхо

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы