Опера никогда не обманывает
- Искусство
16 февраля 2025 года ведущий солист Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая, руководитель оперной труппы и педагог консерватории Нуржан Бажекенов отметил свое 45-летие.
Нуржан Бажекенов в роли хана Берке
в опере Х. Шангалиева «Хан-Султан. Алтын Орда»
КазНТОБ им. Абая. Фото Елены Петровой
Нуржан Бажекенов ценителям оперы знаком по таким партиям, как: Герцог Мантуанский из «Риголетто», Неморино в «Любовном напитке», Фауст в одноименной опере Гуно, Надир в «Искателях жемчуга», Альфред Жермон в «Травиате», Толеген в «Кыз-Жiбек», Ленский в «Евгении Онегине», Рудольф в «Богеме» и другим.
В роли Ленского
в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин»
КазНТОБ им. Абая. Фото Елены Петровой
В роли герцога Мантуанского
в опере Дж. Верди «Риголетто»
КазНТОБ им. Абая. Фото Елены Петровой
Нуржан пришел в театр оперы и балеты еще студентом консерватории и тогда уже понимал, что его жизнь и судьба тесно связаны с оперным искусством. Сам Нуржан убежден, что в Казахстане очень поющий народ – связано это и с природным даром, и с многими национальными традициями.
«Думаю, если поездить по стране и поискать таланты, можно найти столько самородков! И есть примеры: наш Кайыржан Жолдыбаев, который поет в Германии многие годы. Он был, если не ошибаюсь, трактористом. Простой казах впечатляет Германию! А Амангельды Сембин – первый казах, который пел в Ла Скала. Это был великолепный певец с крепким драматическим тенором – казахский Франко Корелли, можно сказать! У нас еще много не открытых талантов. Я уверен, что будущее оперного искусства Казахстана – яркое и многообещающее», – считает оперный певец.
В роли Айдара
в опере А. Жубанова и Л. Хамиди «Абай»
КазНТОБ им. Абая. Фото Елены Петровой
В роли Толегена
в опере Е. Брусиловского «Кыз-Жибек».
КазНТОБ им. Абая. Фото Елены Петровой
Нуржан Бажекенов является не только ведущим солистом казахстанской оперы, но и педагогом – он четыре года преподает в консерватории, и продолжит эту миссию, а также руководит оперной труппой театра. Сам занимается музыкой с детства, в 2007 году окончил Казахскую национальную консерваторию им. Курмангазы в классе профессора Г. Есимова. В 2009 году окончил аспирантуру этого вуза. Имеет образование по трем специальностям – вокалист, баянист, дирижер хора. Во время учебы в консерватории за отличные успехи был удостоен Президентской стипендии. Стажировался в Италии, имеет ряд государственных и международных наград. Для него важно быть не только самому в прекрасной форме на сцене, но и воспитывать молодежь.
В роли Марио Каварадосси
в опере Дж. Пуччини «Флория Тоска»
КазНТОБ им. Абая. Фото Елены Петровой
В роли Рудольфа
в опере Дж. Пуччини «Богема»
КазНТОБ им. Абая. Фото Елены Петровой
«У нас есть талантливая молодежь, но хотелось бы видеть больше тех, кто с горящими глазами наблюдает, как проходят репетиции в театре, спектакли. Артист должен расти, наблюдая за всей кухней театра. Не хватает сегодня и профессиональных педагогов. В то время, когда мы учились, с нами рядом были легендарные Ермек Серкебаев, Бибигуль Тулегенова, Роза Джаманова, совмещавшие служение театру с преподаванием в консерватории. Мой профессор Гафиз Есимов, народный артист Казахстана, научил нас многому. Я помню, как со мной на одной сцене выступали Нуржамал Усенбаева и другие звезды казахстанской оперы. Для меня это была огромная школа. И сегодня я учусь каждый день. Работая руководителем оперной труппы, не перестаю выступать на сцене, разучивать новые партии. Да, я концентрирую свое внимание на тех, кто моложе. Конечно, я требователен по партиям, дисциплинарным моментам, но без этого никак в нашей профессии. Стараюсь еще больше раскрыть потенциал нашей оперы.
Важно не испортить голоса артистов, дать партию правильно. И в консерватории стараюсь вести певцов аккуратно. Я тоже начинал в оперном театре с маленьких партий, когда пришел сюда в 2004 году. Певец должен поэтапно все пройти, чтобы сохранить свой голос и петь долго. В консерватории могу отслеживать тех, кого пригласить в театр.
Из проблем вуза назвал бы отсутствие оперной студии, а она была когда-то. В ней можно было бы ставить полноценные спектакли, и тогда к нам бы приходили готовые артисты. Не обучают в вузе итальянскому, тогда как оперу необходимо понимать на языке ее написания. Также замечаю отсутствие внутреннего стремления у современных студентов к посещению театров. Существует и нехватка коучей для состоявшихся вокалистов. К примеру, в «Астана Опера» приезжает много педагогов из Италии, России, и они постоянно занимаются с вокалистами. Это дает свой толчок и результат.
Наша профессия требует много труда и энергии, но любовь к своему призванию всегда придает сил. Очень люблю и свою профессию, и свой театр. У меня были предложения возглавить работу в других театрах, но я слишком привязан к нашему. Я поездил по многим странам, представляя Казахстан, видел разные замечательные театры, но алматинский со своей душой и историей мне ближе всего. В этом сезоне мы покажем «Любовный напиток», а в нем случилось значимое для меня событие – арию Неморино меня попросили исполнить на бис! Такое впервые произошло за историю театра, и стало приятным шоком для меня самого. Есть и партии моей мечты – очень хотелось бы выступить в роли Калафа в «Турандот», Манрико в «Трубадуре». Я участвовал в этих спектаклях, но в других образах».
В роли Эдгара Равенсвуда
в опере Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур»
КазНТОБ им. Абая. Фото Елены Петровой
Супруга Нуржана Бажекенова – Венера Алпысбаева, ведущая солистка КазНТОБ имени Абая – нередко выступает с ним на одной сцене. В марте они вместе выйдут к зрителю в спектакле «Иоланта», а в апреле дадут совместный концерт в казахстанский День любви. Нуржан говорит, что в каждой опере, как и в жизни, есть знакомые всем ситуации и человеческие переживания. Опера никогда не обманывает и не оставляет своего зрителя без новых впечатлений, эмоций и размышлений. Она воспитывает эстетический вкус и дарит много жизнеутверждающих моментов.
В роли Водемона
в опере П. И. Чайковского «Иоланта»
КазНТОБ им. Абая. Фото Елены Петровой