Право на собственный мир
Текст: МУРАТ МУСИН
Знакомство с художником Александром Кувшиновым у меня завязалось 10 лет назад. Мы работали на одном кинопроекте, куда я его пригласил по рекомендации коллег-художников, и не ошибся. В те времена я и не мог предположить, что в художнике-декораторе, кем был он на фильме «Кочевник», мог «затаиться» такой блестящий график и живописец.
Для меня феноменальным является тот факт, что автор многих живописных работ и серий графических листов, участник ряда выставок, в том числе и персональных, в прошлом был состоявшимся врачом-хирургом. На определенном этапе жизни оставив профессию, Александр принял решение стать художником и поступил на художественно-графический факультет Казахского педагогического института им. Абая, где добросовестно проучился весь срок на очном отделении.
Кошкин дом. 2008. Бумага, гелевая ручка. 80х60
За последние 20 лет в изобразительном искусстве Казахстана такой вид художественной деятельности, как графика, был практически «вымыт». Отсутствие спроса на графические произведения заставило многих художников отдать предпочтение более востребованной живописи. В нашем случае произошло как раз наоборот. Александр Кувшинов после выставки живописи из более 50 полотен экспонирует около 30 добротных графических листов.
Внимание Кувшинова концентрируется на черно-белой графике и в отдельных случаях на акварели. Но подлинное пристрастие художника – тушь и перо. Трудно представить более доступные материалы, позволяющие создавать выразительные образы, способные привлечь внимание искушенной публики. Немногие художники сегодня, в силу ряда причин, реализовывают свои замыслы в офорте, литографии и автолитографии. Это дорогостоящие и практически невозможные вещи для «одиночного» художника, но есть перо и тушь, карандаш и бумага, попробуй – удиви... И, надо сказать, Кувшинов удивляет.
В поиске собственного творческого стиля Александр апробировал принципы выразительности работ мастеров казахстанской графики: Павла Зальцмана, с его большими листами, многоступенчатым пространством с множеством фигур и предметов; Бориса Пака с его выразительным камерным минимализмом, создававшего эстетические «микросенсации» в работах самых малых форматов, ошеломляющих удивительной гармонией и красотой; Андрея Дячкина с его офортами, где белое бесцветье бумаги становится дополнительным графически обостренным элементом.
Определенным образом считывается с отдельных листов Кувшинова черно-белая линеарная мистика художника и поэта конца XIX века Обри Бердслея с его гипертрофированным обожанием длинной текучей линии, неожиданно углубляющейся в кружева и узоры, лепестки и листья, ажурную орнаментику с штриховой стилизацией плоскостей и отдельных фонов, и гротесково-пафосным отношением к персонажам.
Мы идем. 2007. Бумага, гелевая ручка. 60х80
В некоторых работах Кувшинова заметно влияние лубочного русского искусства и примитивно-наивного творчества Ефима Честнякова. Будучи казахстанским художником, Кувшинов впитал русские традиции, при этом подобная эстетическая привнесенность в нашем пространстве обретает наднациональные черты и отсылает к общечеловеческим контекстам...
Все это присутствует в листах Кувшинова, но эпигонством не выглядит, подражанием не становится, скорее – этого требует сама графика, ее главные принципиальные законы, которые как школу необходимо пройти, как классику – изучить, впитать, чтоб стало это той основой, остовом, стержнем, на который можно нанизывать собственное «я». И дорогу свою Кувшинов, думаю, нашел. Нашел в этих персонажах, обращенных к нам, обаятельных и простых, в этих искаженных пропорциях и пятнах силуэтов, мимически живых, но застывших в статике листа.
kuvshinov
Кошкин дом. 2008. Бумага, гелевая ручка. 80х60
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/kuvshinov/Koshkin dom.jpg
Мы идем. 2007. Бумага, гелевая ручка. 60х80
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/kuvshinov/My idem.jpg
Мы и они. 2006. Бумага, гелевая ручка. 60х80
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/kuvshinov/My i oni.jpg
Самая длинная улица. 2006. Бумага, гелевая ручка. 60х80
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/kuvshinov/Samaya dlinnaya ulica.jpg
Утро в театре. 2013. Бумага, гелевая ручка. 80х60
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/kuvshinov/Utro v teatre.jpg
Многим художникам знакомо чувство определенной робости перед белой плоскостью листа: с чего начать, как построить, в какой технике выполнить... Но она-то и манит своей неизвестностью и таинством безграничных поисков... Кувшинов выбирает для себя предметность, фигуративность, сочиненные миры, где персонажи, словно марионетки, повинуясь автору-кукловоду, выражают ту или иную его интонацию. И нередко художник изображает своих героев в виде нитяных кукол, с ритмически стилизованными абрисами фигурок и преувеличенно комическим выражением лиц... Отдельные композиции вызывают ощущение, что им тесно в выбранных форматах, и думается, что можно их увеличить до монументальных размеров и перенести на стену в виде сграффито или росписи. От всех графических построений Кувшинова веет добротой и юмором, теплотой и ясностью. Здесь не важно реальное предназначение вещей, здесь одно подменяется другим; здесь гипертрофируются пропорции и размеры, и гусиное перо вытягивается до размеров телеги; здесь подчеркиваются и дробятся ритмы, и сиюминутное обобщается до безвременного…
Графика Кувшинова: линеарная и пятновая, плоскостная и ритмическая, образная и выразительно-гротесковая представляет его как вполне сложившегося художника. Его творчество – это право на собственный мир. А это ли не главное в искусстве?
В настоящий момент художник Кувшинов успешно совмещает творчество и педагогику. Вместе с партнером, молодым бизнесменом Романом Никитенко, он организовал изостудию «Рафаэль», где преподает как взрослым, так и детям основы изобразительного искусства. Он и здесь в своей профессии, при исполнении долга – нести разумное, доброе, вечное! Пожелаем ему удачи на этом поприще!
Опубликовано в журнале Nomad-Kazakhstan № 3/4 (51- 52) 2013