Право на собственный мир

Текст: МУРАТ МУСИН

Знакомство с художником Александром Кувшиновым у меня завязалось 10 лет назад. Мы работали на одном кинопроекте, куда я его пригласил по рекомендации коллег-художников, и не ошибся. В те времена я и не мог предположить, что в художнике-декораторе, кем был он на фильме «Кочевник», мог «затаиться» такой блестящий график и живописец.

Для меня феноменальным является тот факт, что автор многих живописных работ и серий графических листов, участник ряда выставок, в том числе и персональных, в прошлом был состоявшимся врачом-хирургом. На определенном этапе жизни оставив профессию, Александр принял решение стать художником и поступил на художественно-графический факультет Казахского педагогического института им. Абая, где добросовестно проучился весь срок на очном отделении.

 Кошкин дом. 2008. Бумага, гелевая ручка. 80х60

За последние 20 лет в изобразительном искусстве Казахстана такой вид художественной деятельности, как графика, был практически «вымыт». Отсутствие спроса на графические произведения заставило многих художников отдать предпочтение более востребованной живописи. В нашем случае произошло как раз наоборот. Александр Кувшинов после выставки живописи из более 50 полотен экспонирует около 30 добротных графических листов.

Внимание Кувшинова концентрируется на черно-белой графике и в отдельных случаях на акварели. Но подлинное пристрастие художника – тушь и перо. Трудно представить более доступные материалы, позволяющие создавать выразительные образы, способные привлечь внимание искушенной публики. Немногие художники сегодня, в силу ряда причин, реализовывают свои замыслы в офорте, литографии и автолитографии. Это дорогостоящие и практически невозможные вещи для «одиночного» художника, но есть перо и тушь, карандаш и бумага, попробуй – удиви... И, надо сказать, Кувшинов удивляет.

В поиске собственного творческого стиля Александр апробировал принципы выразительности работ мастеров казахстанской графики: Павла Зальцмана, с его большими листами, многоступенчатым пространством с множеством фигур и предметов; Бориса Пака с его выразительным камерным минимализмом, создававшего эстетические «микросенсации» в работах самых малых форматов, ошеломляющих удивительной гармонией и красотой; Андрея Дячкина с его офортами, где белое бесцветье бумаги становится дополнительным графически обостренным элементом.

Определенным образом считывается с отдельных листов Кувшинова черно-белая линеарная мистика художника и поэта конца XIX века Обри Бердслея с его гипертрофированным обожанием длинной текучей линии, неожиданно углубляющейся в кружева и узоры, лепестки и листья, ажурную орнаментику с штриховой стилизацией плоскостей и отдельных фонов, и гротесково-пафосным отношением к персонажам.

Мы идем. 2007. Бумага, гелевая ручка. 60х80

В некоторых работах Кувшинова заметно влияние лубочного русского искусства и примитивно-наивного творчества Ефима Честнякова. Будучи казахстанским художником, Кувшинов впитал русские традиции, при этом подобная эстетическая привнесенность в нашем пространстве обретает наднациональные черты и отсылает к общечеловеческим контекстам...

Все это присутствует в листах Кувшинова, но эпигонством не выглядит, подражанием не становится, скорее – этого требует сама графика, ее главные принципиальные законы, которые как школу необходимо пройти, как классику – изучить, впитать, чтоб стало это той основой, остовом, стержнем, на который можно нанизывать собственное «я». И дорогу свою Кувшинов, думаю, нашел. Нашел в этих персонажах, обращенных к нам, обаятельных и простых, в этих искаженных пропорциях и пятнах силуэтов, мимически живых, но застывших в статике листа.

Многим художникам знакомо чувство определенной робости перед белой плоскостью листа: с чего начать, как построить, в какой технике выполнить... Но она-то и манит своей неизвестностью и таинством безграничных поисков... Кувшинов выбирает для себя предметность, фигуративность, сочиненные миры, где персонажи, словно марионетки, повинуясь автору-кукловоду, выражают ту или иную его интонацию. И нередко художник изображает своих героев в виде нитяных кукол, с ритмически стилизованными абрисами фигурок и преувеличенно комическим выражением лиц... Отдельные композиции вызывают ощущение, что им тесно в выбранных форматах, и думается, что можно их увеличить до монументальных размеров и перенести на стену в виде сграффито или росписи. От всех графических построений Кувшинова веет добротой и юмором, теплотой и ясностью. Здесь не важно реальное предназначение вещей, здесь одно подменяется другим; здесь гипертрофируются пропорции и размеры, и гусиное перо вытягивается до размеров телеги; здесь подчеркиваются и дробятся ритмы, и сиюминутное обобщается до безвременного…

Графика Кувшинова: линеарная и пятновая, плоскостная и ритмическая, образная и выразительно-гротесковая представляет его как вполне сложившегося художника. Его творчество – это право на собственный мир. А это ли не главное в искусстве?

В настоящий момент художник Кувшинов успешно совмещает творчество и педагогику. Вместе с партнером, молодым бизнесменом Романом Никитенко, он организовал изостудию «Рафаэль», где преподает как взрослым, так и детям основы изобразительного искусства. Он и здесь в своей профессии, при исполнении долга – нести разумное, доброе, вечное! Пожелаем ему удачи на этом поприще!

 

Опубликовано в журнале Nomad-Kazakhstan № 3/4 (51- 52) 2013

История одной горы
События
Мажит Бегалин
О любви к любви и искусству
События
«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева
Берлинале 2025. Призеры
События
Берлинале 2025. Азия
События
Берлинале 2025. Америка
События
Опера никогда не обманывает
Берлинале 2025. Европа
События
Отогреться у «Замерзшего неба»
События
История одной горы

«История одной Горы»: визуальные метафоры и графические размышления» – такое название получила выставка Георгия Макарова, которая проходит с 5 по 30 а

О любви к любви и искусству

В казахстанский День любви, 15 апреля, в галерее Del arte Казахского Национального театра оперы и балета им. Абая его ведущие солисты Венера Алпысбаев

Берлинале 2025. Призеры

«Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля 2025 года получила картина «Мечты (Секс, любовь)» режиссера Дага Йохана Хёугеруда (Норвегия).

Мажит Бегалин

Мажит Бегалин в казахском кинематографе – фигура неординарная. Он был одним из колоссальной четверки, которая основала базу казахской кинорежиссуры в

Командировка в город снов

Во второй половине 1941 года столица Казахстана выдержала целое нашествие шумной и требовательной киноармии, поскольку непредсказуемые волны военной э

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева

В Алматы проживает и работает семья дизайнеров Ризабаевых-Вайн, объединенная в бренд этнической одежды и ювелирных изделий LATUHA. У бренда все больше

Опера никогда не обманывает

16 февраля 2025 года ведущий солист Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая, руководитель оперной труппы и педагог консерватории Нур

Следуя за Лолитой

Бывают на свете люди-светлячки, что летят на свет, и нам хочется следовать за ними, потому что путь указан верный. Такие люди вдохновляют, от них исхо

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы