Мушель. Древнейший календарь кочевников

Текст: АСИЯ МУХАМБЕТОВА

Традиционный календарь казахов, 12-летний цикл, по-казахски называемый мүшел, – явление известное. Действует он не только у казахов, а на огромной территории Центральной и Юго-Восточной Азии. Некоторые исследователи считают, что идея создания юпитерного календаря с небесной символикой 12-летнего животного цикла была воспринята народами Восточной Азии от кочевников Центральной Азии, которые установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30 градусов и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали 12-летний календарный цикл.
Old01

В разных странах Азии названия животных цикла варьируются. Приведем казахские названия, дав в скобках варианты других народов: тышқан (мышь, крыса); сиыр (корова, бык, вол); барыс (барс, тигр); қоян (заяц, кот, кролик); ұлу (улитка, дракон, крокодил); жылан (змея); жылқы (лошадь); қой (овца, коза); мешiн, маймыл (обезьяна); тауық (курица, петух); ит (собака); доңыз (кабан, свинья).

Этому древнейшему календарю уже несколько тысяч лет. Помимо движения Солнца, Луны, Земли, он учитывает движение Юпитера и Сатурна. Юпитер – гигантская планета, совершающая за 12 лет один оборот вокруг Солнца. Она влияет на Землю очень сильно, вызывая изменения климата в зависимости от соотношения с Солнцем и Землей, и каждые 12 лет эти изменения повторяются, но с вариантами.

Циклы из пяти мушелей образуют 60-летний круг, который бесконечно повторяется. И как повторяется само Время, так повторяются и его события, несчастные и счастливые годы, джуты и изобилие, войны и праздники. Время мушеля непохоже на Время тех культур, в которых оно, подобно жестокому древнегреческому Кроносу, пожирает свои же создания. В круговороте его шестидесятилетий нет места «концу времени», а значит и «концу мира», непременному в некоторых религиозных системах. Время мушеля, давая, – забирает и, забирая, – возвращает, ибо основным его принципом является циклический повтор. Люди рождаются и умирают, и про умерших говорят «қайтысболды» – «вернулись», и знают, что с новым кругом времени они снова вернутся, но уже из того мира в этот. Поэтому, когда умирал человек, много сделавший для народа, проживший особенную жизнь, на похоронах к нему обращались: «Если сможешь, родись снова среди нас».

Всепроникающая, тотальная повторяемость вкупе с неизбежной вариантностью превращает круги времени календаря кочевников в Эволюционную спираль, несущую вместе с повтором и развитие.

Do1 15

Стрижка овец. Начало XX века. Фотография С.Грэма. ЦГА КФиЗ РК

Циклический календарь объединяет единым ритмом жизнь Космоса, жизнь Природы, жизнь Человека с его хозяйственной деятельностью, выявляя их сущностную взаимосвязь. Этот календарь сформировал особое жизнеповедение кочевника, его высокую нравственность, тонкую культуру личностных взаимоотношений. Зло, нанесенное людям, природе и аруахам, особенно страшно тем, что циклическое Время, возвращаясь, возвращает и его. Зло, совершенное однажды, имеет не только прямую цепь дурных последствий, но, что гораздо более опасно, несет в себе последствия другого уровня – в виде обязательных циклических самоповторов. Разве не это знание сформировало особую ответственность наших предков, выдержку и мудрую неторопливость, когда действиям предпочитают обдумывание, а скорости выполнения – выжидание момента, когда осуществлению задуманного поможет само время. По тем же законам живет и Добро. Однажды совершенное, оно вернется по кругам времен. Поэтому гостеприимство, доброта, взаимопомощь – святые принципы наших предков, глубоко познавших кармическую связь явлений. И этот календарь является не просто времяизмерительным инструментом, а философией, этикой и эстетикой данной культуры.

12-летний цикл определяет течение времени, функциональные характеристики его отрезков, их качество, несет сведения о природе человека, объединяя единым временем течение хозяйственных, жизненных, космических циклов, характеризуя их взаимодействие.

Человеческая жизнь мыслится как цепочка 12-летних мушелей, каждый из которых включает определенную возрастную ступень. Первый мушель (1–12 лет) – детство; второй (13–24 года) – молодость; третий и четвертый (25–36 лет, 37–48 лет) – зрелость; пятый (49–63 года) – старость.

В понимании пятого мушеля отразились мусульманские представления о «должном» сроке жизни, канонизировавшие срок жизни пророка Мухаммеда, прожившего 63 года.

Каждый мушель – это определенное качественное состояние человеческого организма, относительно равновесное. Переход от одного мушеля в другому мыслится не плавным, а как резкая смена, опасный момент жизни, когда человек особенно беззащитен перед болезнями и всякого рода опасностями.

5 3507

Колыбельная. Первая половина XX века. Фотография Д. Багаева. ЦГА КФиЗ РК

Переходные годы (13-й, 25-й, 37-й, 49-й и т. д.) называют мүшел жас – годом мушеля. Они совпадают с известными в современной медицине периодами перестройки гормональной системы человеческого организма. 13 лет – начало периода полового созревания; 25 лет – прекращение выработки гормона роста, 48 лет – выключение функции воспроизводства. Вступление в новый мушель сопровождалось охранительными акциями, помогающими человеку благополучно совершить опасный переход. Переходы мифологически осмыслялись как смерть в одном качестве и рождение в новом. С подобным пониманием жизни как цикла относительно замкнутых мушелей связаны многие стороны традиционной культуры. Возраст, мушель, определял ценностный статус человека, его социальную роль, стиль поведения, характер общения со старшими, младшими и равными, обязанности по отношению к разным возрастным группам.

Основные нормы взаимоотношений возрастных групп таковы. Младшие беспрекословно подчиняются старшим, оказывают уважение и почтение. Это уравновешивается заботой, ответственностью старших по отношению к младшим. Тонкости взаимоотношений между старшими и младшими распространяются не только на соотношения групп молодых–зрелых–старых, но и внутри самих групп. Система «старший–младший» имеет ярко выраженную ценностную ориентацию. Старший – это, безусловно, социально более ценный и пользующийся большими правами и привилегиями. Оценка личности основывается, прежде всего, на возрастных критериях, и они составляют основу взаимоотношений. Неуважение к конкретному старшему не должно проявляться в формах, уничтожающих саму идею уважения к старшим. Личное отношение должно проявляться в формах, не затрагивающих общего.

Каждая возрастная группа характеризуется определенным местом в социальной структуре, своим образом жизни, стереотипизированным поведением, своим отношением к миру материальных и духовных ценностей, своими правами на их получение, ограничениями и обязанностями.

Old 3

В богатой юрте. 1899. Фотография С. Дудина-Марцинкевича

Детство – период, когда человек еще не является полноправным членом общества; он растет в мире веселых игр и забав, но уже, в кругу семьи, получает первые навыки социализированного поведения, ребенку активно прививается уважение к старшим и любовь к родственникам. В силу особенностей жизни кочевой родовой общины ребенок видит и слышит все, что происходит в мире взрослых, но его участие во взрослой жизни непозволительно. Казахи до сих пор, принимая гостей, не допускают детей к столу, к общению со взрослыми. Не принято демонстрировать перед гостями и таланты своих детей.

Молодость – время свободного общения со сверстниками, время забав и развлечений, уже имеющих социально оформленный, обрядовый статус. Дальнейшая социализация регламентирует не только отношение молодежи к старшим. Их «свободные» шутки между собой на проверку оказываются ритуализированными, поскольку санкционированы обществом. Это «вольное» поведение имеет свои формы, границы и пределы, и заданность, в основе которой – ритуальное противоборство групп юношей и девушек. Регламентированность «вольного» поведения скрывает за собой какие-то древние ритуалы, не сохранившиеся в обозримый период. Молодежь, осваивающая более сложные трудовые навыки, уже активно участвует в жизни рода, во всевозможных состязаниях, обслуживает старших во время празднеств и обрядов. В этом возрасте происходит важнейшее событие в жизни человека: он вступает в брак, который для девушек означает окончание молодости и переход не только в следующую возрастную группу, но и в новый род. Если мы вспомним, что переход из одной возрастной группы в другую мыслится как ритуальная «смерть», то, вступая в брак, девушка «умирала» вдвойне – как представитель возрастного клана молодых и как представитель своего рода. Прощаясь во время свадьбы со своим родом, она прощалась с молодостью, тогда как для джигитов это время наступало позже, по окончанию мушеля молодости, в 25 лет.

Зрелость включает в себя период двух мушелей, но граница между ними – 37 лет – все равно остается возрастом потенциально опасным. Возраст карасакалов – время наибольшей социальной активности человека. Мужчины зрелого возраста являются полноценными участниками общественной жизни всего народа. В этом возрасте особенно явственна ориентация на мужскую половину общества, поскольку жизнь женщины традиционно ограничена сферой семьи, домашнего хозяйства, воспитания детей. Зрелость – это возраст создания материальной и духовной культуры общества, участия во всевозможных акциях всенародного характера от имени своего рода – свадьбы, похороны, поминки, суды, различные состязания, военные действия и т. д.

15994898 240853793038127 5119118722073435121 o

Бии полуострова Бозащи. XIX век. Западный Казахстан. Из книги «Народности Юга России». Без места и года издания

Пятый мушель и старше – особое время жизни человека. Окруженный заботой и вниманием детей и родственников, аксакал, старец, с высоты своего жизненного опыта по-особому видит и оценивает жизнь. Мудрость, обретенная в жизненных невзгодах, делает его идеальным советчиком, и такова его социальная роль. Советчик, руководитель, помощник, видящий больше других не только из-за пройденного большого пути, концентрации коллективного опыта, но и в силу близости к миру предков, святость которых осеняет и его. Поведение старца степенно, суетность и излишняя социальная активность не подобает тому, кто скоро отойдет в мир обожествляемых предков. В поведении старцев подчеркивается их отстраненность от житейской суеты. Они – жители этого мира, но и живые представители мира аруахов на земле. Все остальные члены общества должны относиться к ним с подчеркнутым почтением, не должны пересекать дорогу, трогать без особой нужды их личные вещи, садиться на их постель и т. д.

Система возрастной стратификации с ее поведенческими стереотипами – это путеводная нить жизни конкретного человека. Проходя все стадии, он реализует представления общества о содержании и формах проявления каждого мушеля. О том, как относилось общество к нарушению поведенческих стереотипов, можно судить хотя бы по биографии Биржан Сала, который, несмотря на славу великого певца, был жестко наказан за несоблюдение «правил» поведения старца.

Детство–молодость–зрелость–старость. Грандиозный жизненный цикл, ставший регулятором социальной жизни казахского общества. Прохождение по ступеням жизни сопровождается все расширяющейся социализацией индивида, участием в освоении все более широких горизонтов традиционной жизни.

По законам казахского календаря все возвращается. Вернется в полном объеме народная память, вернется и знание, которое согласно эволюционному восхождению циклического времени придет в неузнаваемо обновленном, обогащенном виде и будет развиваться дальше в бесконечном круговращении циклов мушеля.

Опубликовано в Nomad-Kazakhstan №6 (30) 2009 / 1 (31) 2010

Алматы в объективе HUAWEI P60
События
Следуя за Лолитой
Герман Титов. Ощущение присутствия
События
Командировка в город снов
Библейские книги на казахском языке
События
Всеволод Демидов. Чудеса возможны!
Altyn Art
Итоги киногода
Altyn Art
Бессмертная любовь Людвига ван Бетховена
Altyn Art
У каждого свое Макондо!
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!
События
Алматы в объективе HUAWEI P60

25 мая в Алматы компания «HUAWEI Device Казахстан» презентовала выставку мобильной фотографии, снятую известными казахстанскими фотографами на флагман

Герман Титов. Ощущение присутствия

27 января 2023 года в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева открылась персональная выставка Германа Титова «Ощущение присутствия», посвяще

Библейские книги на казахском языке

2022 год – исторический для Православной Церкви Казахстана: отмечается 150-летие учреждения Туркестанской епархии. В этом году под эгидой Православной

Командировка в город снов

Во второй половине 1941 года столица Казахстана выдержала целое нашествие шумной и требовательной киноармии, поскольку непредсказуемые волны военной э

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

Следуя за Лолитой

Бывают на свете люди-светлячки, что летят на свет, и нам хочется следовать за ними, потому что путь указан верный. Такие люди вдохновляют, от них исхо

Пять голов

Павел Яковлевич Зальцман (1912–1985) – заслуженный деятель искусств Казахстана. Творческую судьбу Зальцмана как художника-станковиста определило знако

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы