Идейно чуждое…
- События
Советское искусство 1920–1930-х годов вызывает особый интерес. Это было время борьбы и единения различных теоретических и стилистических художественных концепций. Выставка «Идейно чуждое…», открывшаяся в ноябре в ГМИ РК им. А. Кастеева, призвана расширить наши представления об искусстве этого периода.
Сергей Романович. Исцеление слепых. 1920-е. Бумага, масло
Многие художники, пройдя испытания различными, порой радикальными, направлениями начала XX века, «возвращаются» к традиционной картине, испытывая влияния уже иных «миров» – западноевропейского и русского романтизма, символизма, переосмысливают наследие великих мастеров прошлого – Рембрандта, Рубенса, вдохновляются античной мифологией. Их «реализм» оказался иного свойства, чем требовала эпоха социализма. Они освобождали живопись от советской тематики и оставались в рамках портрета, натюрморта и пейзажа – жанров, не столь востребованных для фиксации советской современной действительности.
Константин Зефиров. Портрет Лены Сверденко. 1920-е. Холст, масло
Основную часть экспозиции составляют произведения представителей творческой группы «Маковец» (1921–1927) – объединения московских художников, символически именовавшихся так в честь холма Маковец, на котором Сергием Радонежским «положено основание Свято-Троицкой лавры». Среди них – Константин Зефиров, Сергей Романович, Николай Чернышев.
В основе эстетической программы маковцев лежало «желание возродить духовную сущность искусства, призванного воспитывать нравственное чувство человека и проникать в жизнь, придавая ей гармоническую и всеобъемлющую грацию».
После распада группы Зефиров, Чернышев, Романович вошли в состав нового объединения – Общество московских художников (ОМХ). К ним присоединились Роберт Фальк и Надежда Удальцова, чьи работы также представлены на выставке. В декларации общества представители ОМХ определили реализм как синтез совершенной живописной формы и реального отображения действительности. При общей теоретической концепции каждый художник шел своим путем. Зефирова и Фалька сближает интерес к разработке сложных живописных решений, когда сама живопись, сочетание красок и способы ее нанесения, создают в работах особый сгусток глубоких чувств и настроений. Их произведения отличают камерность композиционных решений, «тихий», вдумчивый разговор со зрителем, обращение к миру близких людей и привычных вещей.
Роберт Фальк. Автопортрет. 1932–1933. Холст, масло
Роберт Фальк. Портрет А. В. Щекин-Кротовой. 1944. Бумага, гуашь, акварель
Чернышев свой эстетический и духовный идеал нашел в образах хрупких девочек-подростков «в очаровании переходного возраста от детства к девичеству, полных строгости, чистоты и грации», которые не ходят по грешной земле, а словно мотыльки «порхают», едва касаясь ее.
Николай Чернышев. Купальщицы. 1934. Холст, масло
Надежда Удальцова прошла через увлечение кубизмом, футуризмом, супрематизмом. Но в начале 1920-х также возвращается к фигуративной живописи, предпочитая жанр пейзажа. На выставке – графические работы, выполненные в 1930-х годах во время творческой поездки на Алтай и в Восточный Казахстан, которая проходила в сложных условиях горного ландшафта. У художницы сформировалась своеобразная манера, основанная на экспрессии линий и живописных пятен, передающих эмоциональные впечатления, вызванные встречей с удивительным и необычным миром природы и живущих здесь людей.
Надежда Удальцова. В горах. 1930. Бумага, гуашь, акварель
Надежда Удальцова. В юрте. 1930. Бумага, акварель
Надежда Удальцова. Селение в горах. 1930. Бумага, гуашь, акварель
Сергей Романович – уникальный художник советской эпохи, один из немногих последовательно разрабатывал античную и христианскую тематику. Его произведения вызывают впечатление незаконченности, но для самого художника главным было выразить мысль, а экспрессия живописи помогала эмоционально реализовать ее.
Александра Щекатихина-Потоцкая больше известна как мастер по росписи фарфора, но и в станковой живописи проявила себя ярко и непосредственно. В ее работах однозначно прочитываются иконописные традиции, влияние народного лубка, барочные элементы.
Александра Щекатихина-Потоцкая. Пастух. 1920-е. Картон, масло
Пожалуй, единственный ленинградский художник на выставке – Павел Филонов, основатель группы «Мастера аналитического искусства». Его называли «самым загадочным художником XX века». Он разработал своеобразную методику создания произведения. По мнению художника, картина должна развиваться из точки, как произрастающее зерно, живописцу необходимо отображать не только внешний вид предмета, но и все, что он знает о нем.
Павел Филонов. Крестьянская семья. 1912. Бумага, черная акварель, белила
На выставке также представлены произведения московских художников Климента Редько, Александра Лабаса, Алексея Моргунова, Льва Крамаренко.
Экспозиция открывает цикл выставок, посвященных искусству Российской Федерации, реализация которых намечена на 2021 год.
Опубликовано в журнале Altyn-Art №4 (4) 2020