Толкын Сакбаева. Teen Park

 Текст: БАЯН БАРМАНКУЛОВА

Настрой, эмоции, чувства любого художника всегда воспринимаются мгновенно, как только переступаешь порог экспозиционного зала. Ещё до сюжетов перекличка цветовых сочетаний увлекает тебя в особо интонированный мир.  На выставке Толкын Сакбаевой, без сомнения, слышна мелодия свободного, раскованного, дружелюбного, доверительного общения. 

 1 DSC05653

Девушки весной. 2019. Холст, масло. 115х145

 

Это несколько неожиданно для тех, кто видел её ранние полотна, написанные иначе. В натюрмортах, в портретах и даже в изображении детей, вкушающих арбузы под открытым небом, мир представал как свёрнутая пружина. Как вселенная, стянутая к точке. Цвет был локален, напряжён, пожалуй, даже массивен. Детство представало как чудесный этап жизни, навсегда остановленный кистью художника.

Что теперь? Отношение к цвету, его сочетаниям такое же смелое. И всё же. Прежняя плотность красочного слоя, в который был упакован мир, уступила место его лёгкости, почти прозрачности. Цвет насытился светом и воздухом. Он задышал, стал безмятежным. Кисть стала раскованной, даже легкомысленной. Будто открылись границы. Будто грудная клетка распахнулась. Душа освободилась от замкнутости, от погружения в себя. Мир иначе теперь организован. Вселенная весело разлетается, впрочем, не теряя структурности. 

 2 DSC05802

Клоун. 2019. Холст, масло. 115х144,5

 

Стоило бы сравнить полотна семилетней давности с теми, что написаны сегодня. И поскольку на этой выставке представлена серия «Teen Park», посвящённая подросткам, то из прошлого резонно взять серию «Детство», с малышами на лоне природы. Трава здесь была написана как плотный покров, ковёр, устилающий земную поверхность. А в полотне «Клоун», например, она словно растёт на наших глазах. И впечатление этого процесса создано как бы небрежными движениями кисти, разбрасывающей светлые и тёмные мазки краски то там, то тут. Надо отметить, что не только травы, но и деревья здесь растут, как в композиции «Герои нашего времени». Быстротечное время настоящего, сегодняшнего пришло на смену непоколебимой вечности.

 3 DSC05666

Герои нашего времени. 2019. Холст, масло. 160х190

 

И вот ещё. Почти все детишки из прошлого не обладали лицами. Возможно, потому что представляли детство как таковое. Теперь почти каждый участник «Teen Park» приобрёл вполне характерные (хотя ещё не портретные) черты. Ведь тинейджеры стоят на пороге персонификации, на стадии обретения статуса личности. Они не скрывают своих лиц, смело смотрят в сторону зрителя. Это время искушений взрослой жизнью. И они торопятся испробовать вино, сигареты, наркотики, поцелуи, первые признаки эротического, сексуального влечения. И этому способствует пространство парка, пусть искусственного, но всё же уголка природы, не знающей запретов, ограничений, дарующей красоту мгновения, чистоту ощущений, свободу волеизъявления.

 4 DSC05785

С бутылкой. 2019. Холст, масло. 115х144,5

 5 DSC05668 copy

Искусственный рай. 2019. Холст, масло. 161,5х195,5

 

Думается, эротическая тема возникла в творчестве Толкын не только в связи с её интересом к тинейджерам, находящимся на пороге между детским и взрослым, но и с изменением отношения к телесности как таковой. Немалую роль в этом сыграла, пожалуй, социальная, культурная атмосфера Испании, давно преодолевшей неприятие физического несовершенства любого имярека. Здесь главное – душа, дух и, если повезёт, – талант. И это, как можно предположить, дарит человеку и обществу свободу мыслей и общения.

 6 DSC05788

Сексуальное исцеление. 2019. Холст, масло. 115х145

 

Символично, в некотором смысле, обращение Толкын к видеоарту, в котором она присутствует в качестве субъекта и объекта одновременно.  Её тело, стянутое верёвкой по определённой системе и подвешенное, словно маятник, легко покачивается в пространстве. Это зрелище завораживает телесным пленом и свободой движения. Такая вот материализованная диалектика жизни. И ясно обозначенный вызов: преодолей это.

7 IMG E3560

Видеоарт. Видеоарт. 2019

Перформер: Толкын Сакбаева. Идея и концепт: Толкын Сакбаева & Хуан Саликет

Мастер Шибару: Антонио Флорэз. Монтаж: БилалТузани

Камера: Хуан Саликет. Куратор: Хуан Саликет

Особая благодарность ХуанхоКастийоиPiluXS

 

Персональная выставка Толкын Сакбаевой Teen Park проходила с 12 сентября по 27 октября 2019 года в Esentai Gallery, Алматы.

 

Всеволод Демидов. Чудеса возможны!
Altyn Art
Итоги киногода
Altyn Art
Бессмертная любовь Людвига ван Бетховена
Altyn Art
У каждого свое Макондо!
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!
События
Идейно чуждое…
События
Эйкос +
События
Бетховен.Mute
Altyn Art
Зарина Алтынбаева: «Я нашла опору в музыке»
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!

Вышел в свет первый в 2021 году номер казахстанского журнала об искусстве и культуре «Altyn Art».

Идейно чуждое…

Советское искусство 1920–1930-х годов вызывает особый интерес. Это было время борьбы и единения различных теоретических и стилистических художественны

Эйкос +

14 октября 2020 года в ГМИ РК им. А. Кастеева открылась персональная выставка художника Галыма Оспанова «Эйкос +».

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

Веретено

«Мир правит Всем через Всё» (Гераклит). Веретено – бытовой предмет, изготовленный из дерева, женский атрибут, предназначенный для прядения шерсти. Фор

Пять голов

Павел Яковлевич Зальцман (1912–1985) – заслуженный деятель искусств Казахстана. Творческую судьбу Зальцмана как художника-станковиста определило знако

Дизайну – виват!

Творчество группы «ВИВАТ» – явление казахстанской художественной жизни 1980-х – оказало большое влияние на появление и развитие в Казахстане «графичес

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы