Alma Mater казахстанских художников

Текст: ВЛАДИМИР КАЗАКОВ. Фото: из архива автора

Время неумолимо мчит нас вперед, лишь изредка, на перепутье, позволяя нам приостановиться, оглянуться назад, в прошлое осмыслить и перенять для «новой» жизни его непреходящие ценности, сохранив, тем самым, преемственность поколений. 66 лет (80 лет в 2019 году – от ред.) прошло со дня образования Алма-Атинского художественного училища. С интересом и почтением к событиям и людям читаем мы сегодня архивные страницы времени, заложившего фундаментальные предпосылки для самоидентификации национального искусства в глобальном развитии человеческой культуры.

AHU002

Размещаясь сначала в двух комнатах Союза художников, затем в зданиях на улице Пушкина и проспекте Абая, училище долгие годы было единственным художественным учебным заведением в республике, родными пенатами, духовным и профессиональным alma mater для нескольких поколений казахстанских художников. И настолько основательной была подготовка его выпускников, что они затем успешно поступали и оканчивали центральные и республиканские художественные, театрально-художественные и художественно-промышленные вузы страны.

С пополнением казахстанской художественной школы дипломированными специалистами обновлялся преподавательский состав училища, расширялись творческие Союзы художников и дизайнеров. Учреждения и организации культуры и искусства, народное хозяйство обеспечивались специалистами традиционных квалификаций, а также художниками-технологами, художниками-конструкторами, художниками декоративного и прикладного искусства. Многие воспитанники АХУ стали классиками изобразительного искусства – его заслуженными деятелями и народными художниками.

AHU001

Художественные и художественно-промышленные выставки становились популярными, многочисленными и многолюдными. Искусство действительно принадлежало народу, выражало его интересы. Всюду нужны были художники: в учебных заведениях, театрах, на кино- и телестудиях, в издательствах и типографиях, на промышленных предприятиях, в проектных и научно-исследовательских организациях, изостудиях и художественно-промысловых артелях. Искусство, принадлежащее народу, корнями уходило в толщу широких трудящихся масс, объединяло и подымало массы на борьбу с фашизмом, на освоение целины и гигантские стройки, пробуждало в них художников и развивало их. И, как состоявшийся факт, было любимо ими.

AHU003

Осознавая свою сопричастность к судьбе и жизни народа, искусство как в источнике черпало в народном опыте и традициях его мудрость и идеалы подлинной красоты. Такая взаимная заинтересованность рождала «общественный продукт» – культуру, уровень которой в СССР был неоспоримо высоким, совершенствовал гражданина и общество в целом и, таким образом, служил прогрессу. В исторических условиях нового века при определении насущной, так называемой национальной идеи вполне уместным и актуальным может быть суждение философа-просветителя Д. Дидро: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусств и ремесел».

Остановив заводы и фабрики, ликвидировав проектные и научно-исследовательские институты, бросив на произвол судьбы творческие Союзы, снизив уровень образования, мы перестали производить свой товар (промышленный и интеллектуальный) и, как результат, потеряли возможность содержать себя и свою, собственную культуру, заполняя образовавшуюся бездуховную и безнравственную пустоту лишь поделками чужеродной эрзац-культуры. И нельзя не согласиться с мнением (в одном из интервью) уже нашего современника – председателя правления Союза художников Казахстана Е. Мергенова: «Если государство сейчас же не обратит внимания на художественное образование, мы безнадежно отстанем в культурном отношении, не сможем вести равный диалог с человечеством. Больших мастеров просто не будет из-за отсутствия элементарной заботы общества о себе самом».

Опубликовано в Nomad-Kazakhstan №1 (1) 2005

История одной горы
События
Мажит Бегалин
О любви к любви и искусству
События
«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева
Берлинале 2025. Призеры
События
Берлинале 2025. Азия
События
Берлинале 2025. Америка
События
Опера никогда не обманывает
Берлинале 2025. Европа
События
Отогреться у «Замерзшего неба»
События
История одной горы

«История одной Горы»: визуальные метафоры и графические размышления» – такое название получила выставка Георгия Макарова, которая проходит с 5 по 30 а

О любви к любви и искусству

В казахстанский День любви, 15 апреля, в галерее Del arte Казахского Национального театра оперы и балета им. Абая его ведущие солисты Венера Алпысбаев

Берлинале 2025. Призеры

«Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля 2025 года получила картина «Мечты (Секс, любовь)» режиссера Дага Йохана Хёугеруда (Норвегия).

Мажит Бегалин

Мажит Бегалин в казахском кинематографе – фигура неординарная. Он был одним из колоссальной четверки, которая основала базу казахской кинорежиссуры в

Командировка в город снов

Во второй половине 1941 года столица Казахстана выдержала целое нашествие шумной и требовательной киноармии, поскольку непредсказуемые волны военной э

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева

В Алматы проживает и работает семья дизайнеров Ризабаевых-Вайн, объединенная в бренд этнической одежды и ювелирных изделий LATUHA. У бренда все больше

Опера никогда не обманывает

16 февраля 2025 года ведущий солист Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая, руководитель оперной труппы и педагог консерватории Нур

Следуя за Лолитой

Бывают на свете люди-светлячки, что летят на свет, и нам хочется следовать за ними, потому что путь указан верный. Такие люди вдохновляют, от них исхо

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы