Прочувствовать, прорисовать, пропеть…

Текст: НАТАЛЬЯ БАЖЕНОВА

Всегда интересно наблюдать, как рождаются произведения искусства, но пытаться описать творческий процесс, затрагивая его глубинные первопричины, непросто. Исполнитель этно-вокала и художник Венера Уразбекова поделилась с читателями журнала «Номад» своими ощущениями, сопровождающими ее в моменты творчества.

Поводом для беседы послужило событие, проходившее в музее им. А. Кастеева, 2 ноября 2013 г. В фойе собрались друзья и ценители таланта Венеры, а также те, кто с ее творчеством встречается впервые. Они стали свидетелями и участниками не только прекрасного исполнения песен, но и оригинального вернисажа. Десять музыкальных композиций были пропеты на фоне графично-живописных работ в форме тондо, пьедесталом для которых послужили лестницы, ведущие на импровизированную сцену.

Сама художница так рассуждает о своем проекте: «Это не концерт и не совсем выставка, в том понимании, каком принято эти события воспринимать. Это скорее интерактивное общение – вовлечение людей в мое пространство, в мое поле». Сила голоса, внутренняя энергия певицы заставляют вибрировать каждый нерв, держат внимание зрителей-слушателей на протяжении всего действа.

Такое выражение своего внутреннего миропонимания пришло не сразу. Венера с детства проявляла интерес к музыке, любила петь. В школе девочку, заметив ее необыкновенные вокальные данные, пригласили в хор. После школы она пошла учиться в музыкальное училище, затем в Казахскую национальную Консерваторию им. Курмангазы, на вокально-хоровой факультет, кафедра сольного пения, которую закончила с отличием.

Перед девушкой открывались значительные перспективы… Но после пяти лет работы в оперном театре Венера оставила большую сцену. «Там я не нашла себе применения. Думаю, причина в том, что внутри меня было много собственной музыки и очень хотелось петь именно свое». Когда человек прислушивается к голосу собственного сердца, корабль его судьбы меняет прежний курс, и волны удачи выносят его в океан безграничных творческих возможностей. Так сложилось и у Венеры. «Сейчас я могу сказать, что я счастлива и свободна, я в полете, я в радости. Возможно поэтому название нашей группы: «Субандала» – от суфийского корня, значение которого – радость».

Именно с этим коллективом у Венеры сложилось созвучие и понимание. Адехам Джандосов аккомпанирует на гитаре, сопелках, флейте, барабанах. Искандер Ильдаров отвечает за ударную секцию. А Дания Искакова играет на сакральном инструменте – шанкобызе. Характерной чертой исполнения является непредсказуемость мелодии, ритма и темпа. Музыканты импровизируют на ходу, ориентируясь на голос певицы и свои чувства, зачастую предугадывая очередное направление мелодии. Реакция людей на выступления «Субандала» не однозначна, но то, что их музыка и песни никого равнодушным не оставляют – это факт. «Я пропеваю вещи, которые по-разному действуют на людей – некоторые начинают смеяться, некоторые плачут. В какой-то момент я чувствую созвучие, сонастроенность со всем, что меня окружает, и это вдохновляет меня и дает силы для создания новых песен и музыки. В этом мое счастье, в этом моя радость».

Творческая продуктивность Венеры поразительна. Каждый день появляется новый материал. «Раньше я не сочиняла так много, просто перепевала народные вещи, а сейчас какой-то поток пошел, идет своя музыка. Недавно, например, пришла «индейская» тема, музыка идет оттуда. Я сама не поспеваю за этой информацией».

Для творческого человека важен поиск своего зрителя, необходимы его отклик и поддержка. «Петь – это такая непреодолимая потребность, я болею, когда не пою, – говорит Венера, – пою постоянно и когда одна, но мне хочется поделиться с людьми, чтобы они меня услышали. Я пою Солнцу каждый день. Дереву, общаюсь с ним, слушаю его вибрации, его музыку. Пропевание людей очень интересно, у каждого свой рисунок, свой тембр, свой мотив, у кого-то грустный, у кого-то веселый. Могу также пропеть любую картину. Все, что угодно, потому что все – музыка. Звук, в свою очередь, переходит в цвет и наоборот. Это одна материя, но разные состояния. Цвет рождает мысль. А мысль рождает тему, чувства, настроение».

Так рождается взаимосвязь музыки и художественных произведений Венеры. «Все начинается с импульса, потребности выразить или претворить внутреннее чувство в изображение. Ощущается необыкновенный прилив энергии, толчок к действию, и на случайной плоскости, будь то бумага, фанера, холст, схватив карандаш или любой другой инструмент, начинаешь лихорадочно фиксировать стремящиеся к воплощению образы, чтобы не дать им ускользнуть. И тогда пропадает время, ты словно растворяешься в работе, и нет границы между тобой и творчеством. Внутренний импульс преображается в некий знак, постепенно обретающий конечную форму, которая наполняется духовным содержанием, и тогда приходит момент творческого экстаза».

«Круги» – новый этап в творчестве Венеры. В свое время имели место и деревянные прямоугольные бруски, со всех сторон расписанные графическими цветными рисунками, были и керамические фигурки. Даже обыкновенные стеклянные бутылки с легкой руки художницы превращались в стильный элемент современного интерьера.

В работах Венеры кубики, спирали, сферы, ромбы, точки, штрихи и многие другие элементы являются внутренним наполнением больших форм. Эти формы образуют сюжеты картин, в которых находят свое выражение космическая тематика с планетами и светилами, женские образы, горные вершины, мир флоры и фауны, излюбленными представителями которой выступают птицы, рыбы, змеи, скорпионы, кошки. Всего и не перечислить.

А некоторые работы – это целые письмена. Они сочетаются с рисунками или же выступают самостоятельной завершенной композицией. Носителями загадочных символов являются и изображения людей, тела которых исписаны нерасшифрованными иероглифами. Каждому такому «письму» присущ свой характер и почерк, не повторяющийся в других работах.

Венера смело сочетает цветные плоскости с естественным тоном дерева, оставляя его в качестве фона для заполнения графическими образами.

Интересна работа с изображением древа. На красно-терракотовом фоне по центру – ствол дерева, испещренный мелким графическим рисунком. Раскидистые крупные листья и лианы, ниспадающие словно водопад, заполняют все свободное пространство картины и словно переносят нас в экзотичный мир джунглей.

Оригинальна работа, на которой автор изобразила свои раскрытые руки, всегда готовые созидать. Руки – это особая тема. При исполнении песен именно руки принимают непосредственное участие в создании целостного образа музыкальной композиции. «У меня музыка через руки идет, через все тело – танцую не танцуя…»

Творчество Венеры находит отклик в сердцах людей, надолго оставляя в них живое вибрирующее чувство от соприкосновения с ее искусством.

Венера нашла свой путь к свободе выражения своего дарования, она с радостью делится с людьми, тем, во что верит и чем живет. Ее художественные произведения, как и ее песни, наполнены жизнью, и это не возможно не чувствовать, потому что она говорит и творит сердцем. И еще, в творчестве Венеры есть романтика! Именно она придает человеку силы для увлекательнейшего путешествия по ту сторону обыденности.

Венера намеренно не дает названий своим работам, предоставляя людям возможность поразмышлять над сюжетом и самим придумать название.

Согласно поверью, имена даются на небесах, и очевидно наша Венера получила свое имя не случайно, ее внутренний мир – это действительно целая планета, неизведанная, загадочная, устремленная к тому, чтобы дарить безусловную любовь через красоту и искусство.

В качестве завершающей ноты, хотелось бы пожелать коллективу группы «Субандала» еще большей сплоченности, взаимопонимания, профессионального и духовного роста, а Венере – новых добрых творений и головокружительных полетов.

Опубликовано в журнале Nomad-Kazakhstan №53-54 (1/2) 2014.

Всеволод Демидов. Чудеса возможны!
Altyn Art
Итоги киногода
Altyn Art
Бессмертная любовь Людвига ван Бетховена
Altyn Art
У каждого свое Макондо!
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!
События
Идейно чуждое…
События
Эйкос +
События
Бетховен.Mute
Altyn Art
Зарина Алтынбаева: «Я нашла опору в музыке»
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!

Вышел в свет первый в 2021 году номер казахстанского журнала об искусстве и культуре «Altyn Art».

Идейно чуждое…

Советское искусство 1920–1930-х годов вызывает особый интерес. Это было время борьбы и единения различных теоретических и стилистических художественны

Эйкос +

14 октября 2020 года в ГМИ РК им. А. Кастеева открылась персональная выставка художника Галыма Оспанова «Эйкос +».

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

Веретено

«Мир правит Всем через Всё» (Гераклит). Веретено – бытовой предмет, изготовленный из дерева, женский атрибут, предназначенный для прядения шерсти. Фор

Пять голов

Павел Яковлевич Зальцман (1912–1985) – заслуженный деятель искусств Казахстана. Творческую судьбу Зальцмана как художника-станковиста определило знако

Дизайну – виват!

Творчество группы «ВИВАТ» – явление казахстанской художественной жизни 1980-х – оказало большое влияние на появление и развитие в Казахстане «графичес

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы