Алькей Маргулан. Прикосновение к творческому наследию
- Наследие
Текст: ДАНЕЛЬ МАРГУЛАН. Фото из архива семьи
Академик Алькей Хаканович Маргулан прожил 80 лет – это долгая жизнь. И, тем не менее, поражает громада его научного наследия – свыше 10 томов. Огромен диапазон предметных исследований ученого и временного охвата событий – история древних племен, населяющих территорию Казахстана, исследования эпических сказаний тюрков и письменных источников казахского народа, монографии по древней и средневековой архитектуре, истории земледелия и многое другое.
Вот что пишет о нем в своей книге воспоминаний «Четыре времени жизни» академик Ш. Ч. Чокин, возглавлявший в 60-е годы Академию наук Казахстана: «Интересы его простирались буквально во все области общественных наук. Не было ему равных в знании периода Абылай хана, блестяще изучил он историю Абулхаира, Кенесары, Касым хана, прекрасно ориентировался в культурном прошлом казахов. Значение его наследия, как мне кажется, несправедливо измерять количеством монографий, статей… То, что он сделал для реставрации духовного наследия народа, выходит за рамки науки и имеет общечеловеческое значение»
До Маргулана многие крупные знатоки древней истории полагали, что в центре и на севере Казахстана, т.е. в малообитаемых северных степях, не могли существовать очаги культуры. В. В. Бартольд уверенно писал, будто последней культурной местностью было пространство между берегом Сырдарьи и горами Каратау, а далее на север находилась выжженная и необитаемая степь.
А. Х. Маргулан «прошел маршрутами древних караванных путей и кочевок казахов тысячи и тысячи километров, отыскал и выявил десятки археологических памятников» и, опираясь на многолетние археологические изыскания, доказал, что уже во II тысячелетии до н. э. на территории Казахстана существовала цивилизация с самобытной высокоразвитой культурой. Свидетельством тому служат сохранившиеся некрополи и мавзолеи, памятники культовой архитектуры, жилые и оросительные сооружения, предметы керамического и каменотесного искусства, остатки каменной скульптуры, металлические и костяные изделия.
Описанные памятники датируются временем перехода от эпохи средней к поздней бронзе. Исследуя мавзолеи эпохи бронзы и памятники переходного к раннему железу этапа, ученый воссоздал картину исторического прошлого племен, населявших Казахстан в ту далекую эпоху. В работах А. Х. Маргулана впервые получили освещение вопросы ирригации, хозяйственного уклада и строительного дела Сарыарки II–I тысячелетия до н. э.
Ученый писал о потомках неолитических племен, творцах этой высокой культуры, – исконных степных жителях, известных в древнегреческой литературе как азиатские скифы, или уралоалтайцы (аргиппеи, аримаспы, и другие).
Громадные скальные мавзолеи восходят к андроновской традиции и резко отличаются от забайкальских и монгольских плиточных оград своей масштабностью, монументальностью, мощной конструкцией стен.
Керамика этой эпохи поражает разнообразными формами и изяществом, тонкостенные сосуды покрыты богатым орнаментом; вазы, чаши, кувшины украшены причудливыми узорами и рельефной резьбой. Найдено множество костяных изделий, золотых и бронзовых украшений, открыто и описано большое число памятников металлургии. Наиболее значительные из них – рудники и металлургические центры Жезказган, Саяк, Алабуга, Урпек, Имантау, Конырад, Шакпактас, Суук-Булак, Атасу, торговые поселения Бугулы, Шортанды-Булак и другие. Им обнаружены остатки крупных гидротехнических сооружений: плотин, запруд, искусственных водоемов. Особое восхищение вызывают некрополи и усыпальницы племенных вождей, поминальные и культовые сооружения в виде аллей менгиров, бараньих камней (койтас), изваяний медведя, лошади, верблюда и хищников.
В поле зрения Алькея Хакановича всегда находились вопросы истории культуры и искусства Казахстана. Фундаментальный труд А. Х. Маргулана «Казахское народное прикладное искусство» – это синтез этнографических и искусствоведческих изысканий, результат многолетних экспедиционных поездок. В нем системно представлены предметы быта казахов, даны их происхождение и эволюция. По существу это энциклопедия казахского прикладного искусства, шедевров народного художественного творчества.
Когда читаешь рукописи Маргулана, сразу бросается в глаза большое количество эпитетов в превосходной степени, что, безусловно, отражает особый настрой, особое отношение автора к предмету своего исследования. Любовь к родной земле, к своему народу были для него чистым родником, из которого он черпал силы на протяжении всей жизни.
Чуждый пустого честолюбия, Алькей Хаканович никогда не торопился с публикацией своих исследований, откладывал написанное, чтобы вернутся к нему на новом этапе. До последних дней он сохранял огромную работоспособность: если утомляла работа в одной области науки, он переходил к другой. К тому же скрупулезное изучение первоисточников постоянно увлекало его в иные области знания.
Академик А. Х. Маргулан пришел в этот мир с миссией, которую достойно выполнил. Труды ученого, наряду с творениями других великих сыновей отечества, достойно представляют самобытную культуру казахского народа в сокровищнице мировой культуры.
Опубликовано в Nomad-Kazakhstan №6 (30) 2009 / 1 (31) 2010