Метаморфозы «Жизели»

Текст: ФЛЮРА МУСИНА. Фото: КАРЛА НУР, АСХАТ НУРЕКИН

«Что движет солнце и светила?» Конечно же любовь! Реальная любовь, из которой родился шедевр романтического балета, любовь созидательная, жертвенная, всепрощающая и благодаря этим качествам – вечная. Об этом и рассказывает каждый раз нетленная «Жизель», спектакль, который достаточно один раз увидеть, чтобы полюбить на всю жизнь.

ZH 01

Сцена из второго акта. Жизель – ведущая солистка театра «Астана Опера» Айгерим Бекетаева. Фото: Карла Нур

 

«Жизель» – совершенный образец романтического балета, который вот уже почти двести лет не сходит с мировой сцены. И зрители его любят, и каждая балерина с детства мечтает станцевать историю простодушной крестьянки, сошедшей от несчастной любви с ума и превратившейся в вилису. И даже неофиту, решившему впервые в своей жизни посетить балетный спектакль, я бы посоветовала пойти на «Жизель», чтобы не отбить на старте охоту к просмотру балетов, потому что уверена – этот спектакль никого не оставит равнодушным.

В «Жизели» нет, как это часто водится в старинных балетах, запутанного либретто и технических сложностей, в виде пресловутых 32 фуэте; он прост и совершенен по драматургии и форме. Однако кажущаяся простота этого двухактного спектакля таит много опасностей. Да и мистики и загадок в его истории не меньше, чем в самом балете.

В истории создания знаменитого балета заключено немало тайн, это история любви и предательства, потерь и обретений. Автор либретто, эрудит и завсегдатай парижских салонов Теофиль Готье, был увлечен древним преданием о девушках, которые умирали вовсе не от неразделенной любви, а от своей страсти к… танцам!

ZH 02

Теофиль Готье

 

Вместе с маститым балетным либреттистом того времени Сен-Жоржем они сочинили историю о вилисах, девушках, которых погубила их страсть к пляскам. Нарекли их именами, определили принадлежность к разным национальностям и устроили во втором потустороннем акте дивертисмент из самых разных танцев – восточных, испанских и т. д. Правда драматург Сен-Жорж все же добавил любовную линию в сюжет.

ZH 03

Жюль-Анри Сен-Жорж

 

Обладатель легкого композиторского пера Адольф Адан тоже увлекся этой затеей и написал партитуру буквально за три недели. Первый акт также имел повод для танцев – праздник урожая.

ZH 04

Адольф Шарль Адан

 

На роль Жизели сразу определили шестнадцатилетнюю Карлотту Гризи, с которой Парижская Опера заключила контракт. Муж Карлотты, виртуозный танцовщик Жюль Перро, контракта не получил, но имел возможность участвовать в балете как хореограф, однако постановщиком танцев был назначен главный балетмейстер Оперы Жан Коралли.

ZH 05

Карлотта Гризи

 

Движимый любовью к юной жене, которую как балерину он же и воспитал, Перро вдохновенно сочинял все сцены, где участвовала Жизель, а также сольные вариации. Танец Жюля Перро был действенным, он двигал сюжет, рассказывая историю. Мастер массовых композиций Жан Коралли, который сначала к этой затее большого интереса не проявлял, ставил танцы пейзан в первом акте, хороводы вилис во втором и второстепенные дуэты.

ZH 06

Жюль Перро

 

Несмотря на то, что сюжет изобиловал множеством подробностей и побочных линий и был перегружен дивертисментами, танцами, на генеральном прогоне стало ясно, что балет обещает стать хитом сезона. Коралли тут же поставил в афише свою фамилию на первое место. Во время репетиций в полутемном зале инкогнито сидел молодой, никому неизвестный тогда танцовщик из Бордо Мариус Петипа, которого в главный французский театр не взяли – как и Перро не вышел ростом и статью. Зато его старший брат Люсьен, красавец и премьер Парижской Оперы, исполнял партию Альберта. Мариус прямо на нотной партитуре записывал все танцевальные сцены, рисовал в отдельной тетрадке мизансцены и вариации.

ZH 07

Карлотта Гризи и Люсьен Петипа

 

Во время работы над балетом случилась еще одна история – роман Карлотты Гризи и Люсьена Петипа. Художник в Жюле Перро возобладал над обманутым мужем, и он не только довел постановочные работы до конца, но и позже станцевал этот спектакль в Лондоне и России в партии Альберта вместе с Карлоттой Гризи. Однако помимо воли автора тема разочарования и предательства таинственным образом была зашифрована в этом балете, чтобы в позднейших редакциях проявиться с новой силой.

ZH 08 1841

Первая постановка «Жизели». Париж, 1841 год

 

Спустя почти полвека Мариус Петипа ставит этот балет в Мариинском театре, используя свои записи, но чистит сюжет от лишних сцен, добавляет вариации вилис во втором акте, строит его по законам балетного симфонизма. Забытый на родине балет вновь вернулся на парижскую сцену уже в ХХ веке в редакции Петипа благодаря «Русским сезонам» Сергея Дягилева.

В мире существует множество редакций балета «Жизель». В театральной библиотеке Парижа сохранились записи Перро, некоторые западные хореографы обращаются к ним, добавляют забытые мизансцены, например, рассказ матери Жизели Берты о виллисах или сцену с охотниками в начале первого акта. И эта сцена есть в редакции балета, поставленного в театре «Астана Балет» Рикардо Амаранте (хореограф признался, что отчасти опирался на версию Национального Кубинского балета, поставленную Алисией Алонсо). Рудольф Нуреев усилил роль Альберта, наделив его партию виртуозными вариациями. Спектакль получился не о Жизели, а о графе Альберте. Юрий Григорович в Большом театре усиливает драматическую сторону спектакля, делая его более правдоподобным и логическим, превращая романтический балет в драматический. И каждый раз в идеальной гармонии спектакля что-то рушится, исчезает его магия.

Надо отметить, что впервые балет «Жизель» в Казахстане появился благодаря великой балерине Галине Улановой. Эвакуированная в годы Великой Отечественной войны в Алма-Ату одна из лучших исполнительниц партии Жизели перенесла ленинградскую версию спектакля на сцену только что открывшегося в Алма-Ате театра, чтобы иметь возможность в нем танцевать. С тех пор спектакль не сходит со сцены вот уже более семидесяти лет, и много прекрасных балерин создали свой неповторимый образ Жизели. Конечно, мы не можем утверждать, что балет идет сегодня в ГАТОБ им. Абая в том виде, как его перенесла на сцену Галина Сергеевна, спектакль подвергался балетмейстерским редакциям неоднократно, да и сами исполнители вносили коррективы в мизансцены и вариации, но сам «дух» улановской Жизели живет в театре и поныне.

ZH 09

Галина Уланова

 

И все же, самой аутентичной, созданной талантом Перро, Коралли и Петипа остается версия Мариинского театра, которая сегодня украшает афишу театра «Астана Опера».

ZH 10

Сцена из первого акта. Жизель – ведущая солистка балета Айгерим Бекетаева, Альберт – ведущий солист балета Еркин Рахметуллаев. Спектакль театра «Астана Опера». Фото: Карла Нур

 

Постановщик уже не первого шедевра Мариуса Петипа в театре «Астана Опера» Алтынай Асылмуратова как всегда очень тщательно подошла ко всем составляющим спектакля: «Балет этот очень сложен, прежде всего стилистически. Здесь очень важно владеть жестом и чувствовать стиль романтического балета. Поэтому вначале труппа освоила «Шопениану» – тонкую романтическую стилизацию Михаила Фокина. Теперь осваиваем манеру поведения на сцене, ведь переодетого в крестьянина графа выдают его аристократическая осанка и жесты и даже взгляд. А Ганс – он крестьянин, он крепко стоит на ногах, отсюда и пластика тела другая».

ZH 11

Жананур Жанибеков и Аделина Тулепова в па-де-де из балета «Жизель». Спектакль театра «Астана Опера». Фото: Карла Нур

 

Действительно, в этом балете натуральный жест от стилизации отделяет очень тонкая грань. Так, в театре «Астана Балет» хореограф поставил перед собой задачу сделать балет более действенным, понятным, освободив его от некоторых архаичных пантомимных сцен и вставных номеров, в то же время придав почти кинематографическую реалистичность мизансценам и оправданную мотивацию действиям героев. И в этом спектакле декорации, свет, костюмы рисуют не пасторальную картинку пейзанской жизни в духе Ватто, а скорее реалистическую живопись малых голландцев. Хореограф-постановщик Рикардо Амаранте создал свое видение спектакля, внеся некоторые коррективы в музыкальную и хореографическую партитуры.

ZH 12

Сцена из первого акта. Берта – Зауре Умбеткулова, Жизель – ведущая солистка балета Дилара Шомаева. Спектакль театра «Астана Балет». Фото: Асхат Нурекин

 

ZH 13

Сцена сумасшествия Жизели. Жизель – ведущая солистка балета Дилара Шомаева, Альберт – ведущий солист балета Фархад Буриев. Спектакль театра «Астана Балет». Фото: Асхат Нурекин

 

А в «Астана Опера» эскизы волшебных декораций были сделаны знаменитым художником Эцио Фриджерио, а сами декорации расписаны вручную итальянским мастером-декоратором Ренато Ринальди. Мастеров его уровня в мире можно по пальцам перечесть! Рисованные мягкие декорации, словно гигантские полотна Антуана Ватто, создали на сцене удивительную атмосферу подлинности не только мира вилис или пейзан, но и романтического театра XIX века. Костюмы аристократов и пейзан художника по костюмам Франки Скуарчапино, вручную расписанные и декорированные, поражали разнообразием и в то же время гармонией цветов, богатством тканей и изысканностью кроя.

 

ZH 14

Сцена из первого акта. Спектакль театра «Астана Опера». Фото: Карла Нур

 

Потусторонний второй акт удивил необыкновенной светотенью, которая усиливала нереальность происходящего, нас буквально перенесли в мир духов и теней, на кладбище, где бестелесные вилисы водят свои хороводы. Полная луна светила свозь листву деревьев, узорчатые тени ложились на белоснежные костюмы вилис, делая их зыбкими и воздушными… Это чудо сотворил художник по свету Винченцо Рапони.

ZH 15

Сцены из второго акта. Спектакль театра «Астана Опера». Фото: Карла Нур

 

Но главным в этом балете все же остается танец. В спектакле Петипа главенствует балерина, и в этом он был полностью солидарен с Жюлем Перро. И игривые вариации первого акта, и романтический дуэт второго дают такой простор для интерпретаций тончайших оттенков характера Жизели, что каждая балерина лепит его по-своему.

ZH 16

Сцена из спектакля. Жизель – ведущая солистка балета Айгерим Бекетаева. Спектакль театра «Астана Опера». Фото: Карла Нур

 

Кстати, сама Алтынай Асылмуратова, будучи примой Мариинского театра создала незабываемый образ Жизели – нежной, трепетной, но бесконечно сильной в своей любви.

«Алтынай танцевала роль Жизели божественно! – вспоминает известный фотограф и историк балета Нина Аловерт. – Появлялась она на сцене несколько замкнутой, я бы не сказала с первого взгляда, любит ли ее Жизель Альберта. Но когда пастораль оборачивалась трагедией (появляется невеста Альберта и обнаруживается обман), тут проявлялся весь страстный характер таланта Асылмуратовой. Два пламенных глаза загорались на лице этой Жизели и уже не гасли до конца спектакля, потому что, и превратившись в вилису, Жизель Асылмуратовой продолжала любить Альберта».

ZH 17

Сцены из второго акта. Спектакль театра «Астана Балет». Фото: Асхат Нурекин

 

Опубликовано в журнале Altyn-Art №2 (2) 2020

Art Global. Летопись триумфов казахстанского искусства
Altyn Art
Батыржан Смаков: «Дирижирование – моя любовь, а пение – страсть»
Altyn Art
Анара Абжанова. Поэзия света
Altyn Art
Мой Казахстан
События
Изобразительное искусство Беларуси, Молдовы, Украины
События
Altyn Art. Цвета осени
События
Метаморфозы «Жизели»
Altyn Art
Мой Казахстан

«Мой Казахстан» – так называется выставка, посвященная 90-летию со дня рождения Евгения Сидоркина (1930–1982), народного художника Казахской ССР, лаур

Изобразительное искусство Беларуси, Молдовы, Украины

ГМИ РК им. А. Кастеева продолжает реализацию стартовавшего в 2017 году большого проекта, цель которого – открыть и показать богатейшие фонды раритетны

Altyn Art. Цвета осени

Вышел в свет третий номер казахстанского журнала о культуре и искусстве «Altyn Art». Поздравляем издателей и читателей!

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

Веретено

«Мир правит Всем через Всё» (Гераклит). Веретено – бытовой предмет, изготовленный из дерева, женский атрибут, предназначенный для прядения шерсти. Фор

Пять голов

Павел Яковлевич Зальцман (1912–1985) – заслуженный деятель искусств Казахстана. Творческую судьбу Зальцмана как художника-станковиста определило знако

Дизайну – виват!

Творчество группы «ВИВАТ» – явление казахстанской художественной жизни 1980-х – оказало большое влияние на появление и развитие в Казахстане «графичес

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы