Нургуль Нусипжанова: «Я для себя самый жесткий критик»

 Интервью: ЮЛИЯ МИЛЕНЬКАЯ. Фото: АЙНУР МУССАГУЛОВА, АМИР БИСЕНГАЛИЕВ

Она талантлива, современна, скромна, но при этом амбициозна. Она – настоящий музыкант, который имеет большой опыт выступлений не только в качестве солиста, но и как участника камерного ансамбля и успешного концертмейстера. Ее сольной игрой наслаждались слушатели нью-йоркского Карнеги-холла и одного из концертных залов Лондона. Музыкальная гибкость и универсальность позволили ей добиться многих профессиональных высот. Сегодня помимо творчества она покоряет и горные высоты в окрестностях родного Алматы. В гостях у «Altyn Art» лауреат международных конкурсов пианистка Нургуль Нусипжанова.

NN 01

Фото: Айнур Муссагулова

  

– Нургуль, в свете локальных и мировых событий изменилась ли твоя творческая жизнь?

– Не могу сказать, что кардинально. Я и до пандемии была свободным художником, который сам продумывает организацию концертов, программу и количество выступлений. Карантин на меня в профессиональном плане сильно не повлиял. Безусловно, некоторые уже запланированные концерты у меня отменились. Я, как все мои коллеги, перешла в онлайн-формат. В нем есть и плюсы, и минусы. Как вы знаете, мы с известным казахстанским скрипачом Амиром Бисенгалиевым представили на суд виртуальных зрителей концерт камерной музыки на Большой сцене Казахской государственной филармонии им. Жамбыла. Особенность этого концерта для нас заключалась в том, что всю программу и мне, и Амиру нужно было выучить наизусть, так как при записи концерта лучше обходиться без «листмейстера» (человека, который перелистывает ноты музыкантам во время исполнений произведений – Авт.). Мы обнаружили один важный факт: восприятие зрителей зала всего того, что происходит на сцене, абсолютно разнится с тем, как они же воспринимают увиденное на экранах телефонов, компьютеров. Различного рода погрешности, шумы и прочие посторонние движения в онлайн-формате бросаются в глаза острее. Поэтому мы пытались все потенциальные шероховатости минимизировать.

 

– Каким образом у тебя с Амиром родился такой интересный творческий тандем?

– Мама Амира преподавала у меня в байсеитовской школе (Республиканская средняя специализированная музыкальная школа-интернат для одаренных детей им. Куляш Байсеитовой – Авт.) концертмейстерский класс. В прошлом году, когда я выступала с Еркебуланом Сапарбаевым, Таиром Каратаевым, она подошла ко мне после концерта и предложила нам с Амиром создать свой камерный ансамбль. Так и «свела» нас в творческом плане. (Улыбается). В этом году Амир позвонил мне, и мы решили попробовать сделать концертную программу. Результаты нашей работы вы все и увидели. Амир является солистом Казахской государственной филармонии им. Жамбыла. Рада с ним работать, он очень талантливый музыкант.

NN 02

Фото: Амир Бисенгалиев

 

 

– На твой взгляд, все ли у вас получилось? Как оцениваешь дебют виртуального выступления?

– Процесс записи довольно сложный. На концерте с наличием зрителей в зале незначительные погрешности исполнителей, как правило, быстро забываются. В случае же с онлайн-форматом запись выступления остается в сети, если не навсегда, то надолго. В ней уже ничего невозможно изменить. Поэтому выступление в формате онлайн – это всегда претенциозно. Пожалуй, по этой причине я не выкладываю свои записи – всегда сомневаюсь в том, насколько они ценны и интересны для интернета. Я для себя самый жесткий критик… Живые концерты, конечно, ни с чем не сравнятся. На них всегда происходят обмен энергией, мыслями, идеями, встречи с интересными людьми, единомышленниками. Люди друг с другом вместе проводят счастливые и радостные мгновения своей жизни, имеющие логическое завершение. И это замечательно!

 

– Тем не менее, еще какое-то время музыканты будут выступать онлайн, увы. Есть ли у тебя какие-то идеи очередного виртуального концерта?

– Да, мы готовим с Амиром Бисенгалиевым, пианистом Ерланом Мансуровым и другими музыкантами концерт, который не успели представить весной. Пока не хочу разглашать подробную информацию. В настоящий момент обсуждаем рабочие моменты. Кстати, изначально, признаюсь, я как-то скептически относилась к онлайн-концертам. Мне и сегодня кажется, что люди уже устали от всех этих гаджетов, планшетов. Хотя из-за пандемии буквально все музыканты стали работать в онлайн-формате. Поэтому мы в настоящее время имеем возможность бесплатно наслаждаться концертами всемирно известных музыкантов. И это тоже заставляет задуматься над своим профессиональным ростом, стимулирует к дальнейшему совершенствованию.

NN 03

Фото: Айнур Муссагулова

  

– Нургуль, известно, что у тебя большой опыт работы концертмейстером!

– Некоторое время назад я работала с вокалистами, аккомпанировала им. Но мне работать в таком формате было не так интересно, потому что, аккомпанируя вокалистам, сталкиваешься исключительно с концертмейстерским репертуаром, оркестровым. А в камерной музыке каждый музыкант – важное звено общей цепи.

 

– Да, вокалистам аккомпанировать дело нешуточное! Что стоит только один процесс транспонирования!

– Ты знаешь, с этим у меня никогда не было проблем. Благодаря этому я в студенчестве чувствовала себя очень уверенно. В консерватории это был мой «конек». С легкостью выступала на различных «халтурах».  Меня с детства мама обучала этому. Она же у меня педагог-теоретик, дирижер. У нас дома всегда была целая куча разного рода музыкальной учебной литературы. Мне всегда нравилось что-то новое разбирать, я просто садилась и играла. Вот у меня все и начало получаться. (Улыбается). Но в этом деле нужны постоянные репетиции, впрочем, как и во всем. Пробелы в занятиях сказываются. 

 

– Тебя сейчас интересует ансамблевая игра. А сольную карьеру планируешь продолжать?

– Я ежедневно работаю над своей профессиональной формой. Бывает, начинаю повторять те произведения, к которым уже давно не притрагивалась, иногда сажусь за что-то новое. На сегодняшний день мне интересно совместное творчество. В целом же могу сказать, что в настоящее время какого-то профессионального тщеславия я не испытываю. Наверное, я из числа тех девушек, которые, выйдя замуж, немного успокаиваются. (Улыбается). Меня во всем поддерживает мой муж. Олжас (Олжас Баялбаев – Авт.) работает режиссером, снимает игровое кино. Благодаря ему я имею возможность быть свободным художником, не думать о хлебе насущном, неспешно и целеустремленно работать над одним концертом, качественно отрабатывая каждую фразу произведения.  Хотя идей для сольных проектов много. Уверена, что в будущем смогу все реализовать. Замужняя Нургуль готова принимать и бросать профессиональные вызовы! (Улыбается).

 

– У тебя есть и опыт преподавания фортепиано. Работаешь ли ты сегодня с учениками?

– Я работаю с двумя учениками. Это взрослые самодостаточные люди, мои друзья, которые решили исполнить свою давнюю мечту – обучиться игре на пианино. До карантина я начала поиск новых учеников, с которыми планировала работать индивидуально. Но пока все пришлось отложить. Знаю, что некоторые преподаватели практикуют в настоящее время занятия в онлайн-формате. Я не хочу брать на себя такую «ответственность». (Улыбается). Нужно в реальной жизни видеть руку, постановку ученика, эмоционально воздействовать на него. Надеюсь, это все дело времени, и вскоре я смогу возобновить обычные уроки. Преподавание дает мне чувство уверенности в том, что я делаю, формирует объективный взгляд на себя. В дальнейшем я бы хотела обучать детей с нуля и доводить их до профессионального уровня. Моему поколению еще повезло – нас учили корифеи классического музыкального искусства, профессоры. Поэтому будущее следующих поколений, их любовь к классическому искусству полностью зависит от нас, молодых музыкантов. Нам необходимо передавать полученные нами знания, или они просто исчезнут.

NN 04

Фото: Айнур Муссагулова

  

– Нургуль, в одном из интервью ты призналась, что если бы не стала музыкантом, то обязательно была бы альпинисткой. Ты часто ходишь в горы. Расскажи о своем увлечении.

– Горы проверяют силу воли человека, его характер. Там происходит духовное очищение, вход в своеобразное медитативное состояние, которое никогда не получится найти в городе. Ты оказываешься далеко от цивилизации, постоянно проходишь через внутреннюю борьбу. В горах понимаешь, что все, что ты видишь вокруг, было до и будет после тебя. Здесь все городские заботы кажутся такими мелкими. Я хожу в горы один-два раза в неделю, чтобы найти ответы на свои вопросы и просто хорошо провести время с друзьями, поговорить по душам. Атмосфера к этому располагает. Кстати, с горами меня познакомила подруга-вокалистка, с которой я училась в консерватории. После окончания учебы на бакалавриате она меня пригласила в поход.  С тех пор я влюбилась в горы и стараюсь с ними надолго не расставаться. Два года назад я начала заниматься в секции альпинизма. С детства родители и учителя всегда оберегают руки музыкантов. Поэтому альпинизм спустя годы стал для меня настоящим вызовом, но горы смогли так же увлечь и наполнить, как музыка. Тем не менее, я понимаю, что по-настоящему серьезно заниматься альпинизмом я не смогу. Спустя несколько месяцев альпинистских походов у меня начались проблемы с мелкой моторикой рук. Так что я продолжу ходить в горы, но уже без фанатизма. (Улыбается).

 

Опубликовано в журнале Altyn-Art №2 (2) 2020 

Алматы в объективе HUAWEI P60
События
Следуя за Лолитой
Герман Титов. Ощущение присутствия
События
Командировка в город снов
Библейские книги на казахском языке
События
Всеволод Демидов. Чудеса возможны!
Altyn Art
Итоги киногода
Altyn Art
Бессмертная любовь Людвига ван Бетховена
Altyn Art
У каждого свое Макондо!
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!
События
Алматы в объективе HUAWEI P60

25 мая в Алматы компания «HUAWEI Device Казахстан» презентовала выставку мобильной фотографии, снятую известными казахстанскими фотографами на флагман

Герман Титов. Ощущение присутствия

27 января 2023 года в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева открылась персональная выставка Германа Титова «Ощущение присутствия», посвяще

Библейские книги на казахском языке

2022 год – исторический для Православной Церкви Казахстана: отмечается 150-летие учреждения Туркестанской епархии. В этом году под эгидой Православной

Командировка в город снов

Во второй половине 1941 года столица Казахстана выдержала целое нашествие шумной и требовательной киноармии, поскольку непредсказуемые волны военной э

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

Следуя за Лолитой

Бывают на свете люди-светлячки, что летят на свет, и нам хочется следовать за ними, потому что путь указан верный. Такие люди вдохновляют, от них исхо

Пять голов

Павел Яковлевич Зальцман (1912–1985) – заслуженный деятель искусств Казахстана. Творческую судьбу Зальцмана как художника-станковиста определило знако

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы