Текст: ЖАНЕЛЬ САФИЕВА

Нургиса Тлендиев – личность выдающаяся. Композитор, кюйши, дирижер, домбрист, педагог на протяжении всей жизни почитал родное искусство великих степей и поднимал его на качественно новый уровень.

NT 01

В своих музыкальных полотнах Нургисе Тлендиеву удалось добиться органичного синтеза академической и национальной стилистики. За свою творческую деятельность он неоднократно был награжден самыми высокими званиями и наградами, в числе которых Народный артист Казахской ССР (1975), Народный артист СССР (1984), (1998).

По официальным данным нынешний год отмечен 95-летним юбилеем со дня рождения маэстро. Однако не стоит забывать, что сам Нургиса приписал себе два года в документах, чтобы его взяли на фронт 16-летним юношей. Демобилизован в Казахстан он был в октябре 1945 года по настоянию Ахмета Жубанова.

Нургиса Атабаевич с 1981 года и до конца своих дней руководил Казахским государственным фольклорно-этнографическим оркестром народных музыкальных инструментов «Отрар сазы». Под руководством Н. Тлендиева оркестр стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов, лауреатом премии Ленинского комсомола, лауреатом премии Международного фонда им. Жамбыла. За многие годы работы с коллективом дирижер активно участвовал в формировании молодых музыкантов. Одним из деятелей искусства, на творчество которых оказал большое влияние Нургиса Тлендиев, является Ермек Умиров.

Ермек Умиров – композитор, лауреат многочисленных конкурсов, доцент кафедры музыковедения и композиции Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, на протяжении многих лет трудился на поприще композитора-аранжировщика сначала в ансамбле, а затем уже в оркестре «Отрар сазы». В честь юбилея Нургисы Тлендиева он поделился воспоминаниями об их совместной творческой деятельности.

 

О знакомстве с Нургисой Тлендиевым

Я поступил на работу в филармонию в ансамбль «Отрар сазы», которым тогда руководил Сейлхан Кусаинов. Коллектив переживал разные времена. Изначально состоял из восьми человек, затем 12-ти, 15-ти. Когда в ансамбле было 25 человек, дирижером был Серик Нуртазин, а за финансовое руководство отвечал Тлеутай Ибраев. Он наконец-таки взялся за бюджет, его хорошо поддерживали в Центральном комитете компартии. В этот период он договорился о большом концерте «Отрар сазы» в тогдашнем Дворце культуры им. В. И. Ленина (ныне Дворец Республики), где я столкнулся с Тлендиевым в фойе зала. Он спросил из этого ли я ансамбля и сказал, что придет к нам руководителем. Так и познакомились. Я рассказал, что учился композиции в консерватории, а здесь занимаюсь инструментовкой и пишу произведения для ансамбля. Вообще, когда я его впервые увидел, мне показалось, что он похож на наших трактористов. (Смеется). Внешность была необычная: грубые черты лица, большие уши, руки.

И действительно, через некоторое время он пришел в наш ансамбль и сразу рьяно взялся за работу. Конечно, в первую очередь он начал продвигать свои обработки. До него профессиональных композиторов в ансамбле было лишь двое – Едиль Хусаинов и я. Теперь репертуаром мы занялись уже втроем. В течение полугода в коллектив влилось еще несколько человек. В итоге составом 30–35 человек мы отправились на свои первые гастроли.

NT 02

О гастрольных выступлениях

В 1982 году мы выехали в Джамбульскую область. За месяц полностью ее объездили. Нас везде очень тепло встречали, в каждом колхозе обязательно резали для нас корову или лошадь, а кормили как будто на убой. Везде! На протяжении пяти лет мы гастролировали по всему Казахстану. Начинали весной и заканчивали в конце лета. Везде звучали наши с Едилем произведения, а в конце мы выходили на поклон.

Тлендиев всегда превращал наши концерты в некое шоу и сам был его центральной фигурой. Концерты проходили с полным аншлагом, люди сами шли на них. Правда, приходили лишь после того, как подоят коров, отправят скот в загоны. Затем пили чай, одевались и только после этого шли на концерт. Если концерт назначался на 19:00, начинался он только через два часа, а заканчивался в полночь. В половине первого устраивался банкет, длившийся почти до рассвета.

Обязательно два-три раза в год мы ездили на разные фестивали, обязательную запись в Москву в честь какого-нибудь праздника. Ежегодно устраивался гала-концерт музыкантов и танцоров из всех республик Союза, в котором мы тоже участвовали. Выступали на съездах ЦК КПСС, ВЛКСМ, даже в Кремлевском дворце несколько раз были. Творческая жизнь тогда кипела, и мы постоянно где-то выступали.

NT 03

Ансамбль «Отрар сазы» на гастролях. Из личного архива Ермека Умирова

 

О поддержке молодых талантов

С первых же дней своего руководства коллективом Тлендиев всем дал понять, что он с большим уважением относится к нам с Едилем Хусаиновым. Выделял нас среди оркестрантов, объясняя это тем, что мы люди, которые создают произведения. Делал нам некоторые поблажки, когда мы занимались обработками весь день. Если не приходили из-за этого на репетицию, особо не ругал. Да и вообще относился к нам очень и очень хорошо. Вот, например, в те годы на оркестр поступило несколько квартир, и в первую очередь он пригласил нас с Едилем. Или же в тот период (1983–1984) поступило два звания Заслуженного артиста. Также сначала он позвал нас двоих, но мы отказались, потому что считали, что эти звания положены именно музыкантам, которые играют в оркестре. Тлендиев всегда подтягивал нас с Едилем в дирижирование. Считал, что у нас будет хорошо получаться, ведь мы прошли композиторскую школу. Говорил о том, что мы и оркестр лучше слышим, ведь знаем его изнутри, поэтому настаивал на том, чтобы мы встали за дирижерский пульт. Но поскольку мы не любили это ремесло, в итоге дирижерами так и не стали, осознавая, какой это колоссальный труд.

Он был глубоко творческим человеком, а все творческие люди в душе очень благородны и добры. Конечно, свойства характера у него были всякие, но в глубине души он был добрейшим человеком. Сам всегда высоко ценил хороших певцов и музыкантов. Пытался их продвигать, старался сделать все, чтобы их жизнь пополнилась более высоким материальным достатком, чем до встречи с ним. Всегда поддерживал творческие устремления и мог дать путевку в творческую жизнь.

NT 04

На репетиции оркестра «Отрар Сазы»

  

О рабочем процессе в «Отрар сазы»

Поскольку первым дирижером в «Отрар сазы» был Серик Нуртазин, всю изначальную работу делал он, а в итоге до кондиции произведения доводил уже Тлендиев. Когда выезжали на гастроли, он давал возможность дирижировать другим, а сам работал в основном во втором отделении. Еще он очень любил играть и на концертах исполнял «Әлқисса», «Баламишка». Тогда он был еще не так стар, поэтому играл очень хорошо. Хотя руки у него были большие, и даже не скажешь, что это руки домбриста.

Зачастую он играл нам небольшие кюи с разной настройкой струн – две секунды, терции, тритоны, сексты или даже септимы. Видимо, такие кюи были обычным явлением в традиционной музыке, но стали исчезать с приходом нотной записи и закреплением квартового и квинтового строев.

NT 05

Оркестр «Отрар Сазы». Художественный руководитель и дирижер – Нургиса Тлендиев

  

О влиянии на индивидуальное творчество

Тлендиев – человек, который глубоко понимал народную музыку, ведь он в ней жил. В 3-4 года он уже взял в руки домбру и начал что-то наигрывать. Конечно же, были учителя: отец, родственники, знакомые музыканты. Большую роль в его становлении в творческой среде сыграл Ахмет Жубанов, который привел его в алма-атинские учебные заведения.

Естественно, что человек, глубоко знавший фольклор, повлиял на мое становление как композитора. В советское время казахская музыка не изучалась так, как сейчас. Мы в основном занимались русской народной музыкой. В учебном процессе казахскому фольклору места не было. В итоге я намеренно пошел в ансамбль по приглашению Сейлхана Хусаинова, поскольку осознавал, что у меня чисто европейское образование. Я хотел изучить фольклор изнутри.

Мне очень повезло, что в ансамбль пришел Тлендиев. Он был мастером владения народной ритмикой и интонацией, поскольку он жил этим. К тому же был безоговорочно талантлив. Он стал для меня первым учителем оркестровки народного оркестра, потому что делал это мастерски и очень близко к традиционной музыке. Под его влиянием я тоже стал писать традиционные мелодии и ритмы, ведь успел в них вжиться. Честно говоря, лишь где-то в 2016 году я применил в одном из своих оркестровых произведений цитату народной песни, поскольку попросили это сделать. А до этого времени я всегда старался сочинять авторскую музыку так, чтобы было наиболее приближенно к народному звучанию. И я благодарен именно Тлендиеву, потому что он действительно сильно повлиял на меня в этом отношении.

NT 06

Нургиса Тлендиев в день 90-летнего юбилея

  

Нургиса Тлендиев внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры нашей страны. Попытки раскрыть во всем богатстве феномен его личности продолжаются и по сей день. Однако же главным является то, что такой музыкальный гигант, как Нургиса Тлендиев, незабвенен. Его музыка живет в памяти близких, коллег, почитателей и, конечно же, народа.

 

Опубликовано в журнале Altyn-Art №2 (2) 2020

Олма джон
Altyn Art
«ARTиШОК» будет играть!
Altyn Art
Нургуль Нусипжанова: «Я для себя самый жесткий критик»
Altyn Art
Нургиса Тлендиев. Воспоминания о маэстро
Altyn Art
Конокрады. Дороги времени
Altyn Art
Almaty Symphony Orchestra
Altyn Art
Успех – успевать делать то, что нравится
Altyn Art
Искусство в наследство!
Altyn Art
Altyn-Art: новый номер!

В последний день лета вышел в свет второй номер казахстанского журнала об искусстве и культуре Altyn-Art. Поздравляем издателей и читателей!

Altyn-Art: искусство и культура Казахстана

В информационном пространстве страны появилось новое имя: вышел в свет журнал об искусстве и культуре под названием Altyn-Art.

Культура на страже мира

15 апреля 2020 года исполнилось 85 лет со дня подписания первого международного договора об охране культурных ценностей, вошедшего в историю как Пакт

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

Веретено

«Мир правит Всем через Всё» (Гераклит). Веретено – бытовой предмет, изготовленный из дерева, женский атрибут, предназначенный для прядения шерсти. Фор

Пять голов

Павел Яковлевич Зальцман (1912–1985) – заслуженный деятель искусств Казахстана. Творческую судьбу Зальцмана как художника-станковиста определило знако

Дизайну – виват!

Творчество группы «ВИВАТ» – явление казахстанской художественной жизни 1980-х – оказало большое влияние на появление и развитие в Казахстане «графичес

Батырхан Шукенов. Песни родной земли

Родная земля – цвет, запах ее листвы, свет солнца, вкус воды, зной степей и музыка ветра. Можно ли забыть?

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы