Берлинале 2025. Америка
- События
Америка, это, конечно же, прежде всего, звезды! В этом году на красной дорожке Берлинале побывали Тимоти Шаламе, который сыграл Боба Дилана в фильме «Совершенный незнакомец», Роберт Паттинсон в роли «Микки 17» у Пон Джун Хо, Итан Хоук, сыгравший главную роль в фильме «Голубая луна» Ричарда Линклейтера, Джессика Честейн – в фильме «Мечты» режиссера Мишеля Франко и Роуз Бирн – в фильме «Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула» режиссера Мэри Бронштейн. Но американское кино – это не только Голливуд, США, это еще и Латинская Америка, из которой в конкурсе были представлены три картины: «Мечты» из Мексики, «Голубая тропа» из Бразилии и «Послание» из Аргентины.
Кадр из фильма «Голубая тропа» (реж. Габриэль Маскаро)
Артхаусное кино из США. Уже само это словосочетание кажется странным, хотя на самом деле именно независимое американское кино влияет на тенденции в коммерческом кинематографе США. Так было как во времена «Нового Голливуда», так и сейчас, хотя в гораздо меньшей степени. Но Ричард Линклейтер относится именно к таким артхаусным режиссерам, которые экспериментируют на протяжении всего своего творчества. Так, его фильм «Отрочество» (2014), получивший «Серебряного медведя» в Берлине «За лучшую режиссуру», снимался 12 лет, рассказывая о взрослении мальчика от 6 до 18 лет. Трижды номинант на «Оскара» Линклейтер является одним из претендентов на призы нынешнего кинофестиваля, хотя мне картина «Голубая луна» не понравилась. Понимаю, что это эксперимент, потому что весь фильм снят в одной локации – в баре, где главный герой – Лоренц Харт, создатель мюзикла «Оклахома», проводит два часа времени, столько же, сколько идет фильм, разговаривая с разными людьми. Итан Хоук, постоянный актер режиссера, сыграл великолепно, и я думаю, что он получит приз Берлинале «За лучшую мужскую роль», но, по сути, в фильме ничего не происходит, просто мы узнаем про его друзей, возлюбленную, коллег по работе. Это такой актерский этюд с великолепной реставрацией времени – 1943 год – где антураж и музыка играют главные роли.
Кадр из фильма «Голубая луна» (реж. Ричард Линклейтер)
Приза «За лучшую женскую роль», на мой взгляд, заслуживает Роуз Бирн, сыгравшая главную роль в картине «Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула» режиссерки Мэри Бронштейн. Картина уже наделала шума на кинофестивале в Сандэнсе, США. Дело в том, что весь фильм мы видим главную героиню Линду – мать, которую играет Роуз Бирн, но не видим ее дочь, с которой она постоянно общается. Действие начинается с рухнувшего потолка в доме, и пока делают ремонт Линда вынуждена переехать с дочерью в мотель. Казалось бы, это вопрос всего нескольких дней, но все случившееся сводит Линду с ума. Тема сумасшествия – главная в фильме. Линда нервничает, бросается из одной крайности в другую, пьет, не может заснуть, переживает за дочь, и довольно смешно узнать, что при этом она является психотерапевтом. То есть, впору ей самой лечиться, что она и делает, а не лечить других. Постепенно мы понимаем, что все не так просто: дочь ее серьезно больна (похоже, что она находится в коме), и в финале Линда пытается покончить жизнь самоубийством. Согласитесь, не слишком типичное американское кино, но впечатляет.
Кадр из фильма «Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула» (реж. Мэри Бронштейн)
Эмоциональные качели переживают и герои фильма «Мечты» мексиканского режиссера Мишеля Франко (известен своей антиутопией «Новый порядок», получившей Гран-при в Венеции в 2020 году). Это фильм о любви богатой американки, живущей в Сан-Франциско, которую сыграла Джессика Честейн, (вы помните ее по «Интерстеллару» и «Марсианину»), и бедного танцора из Мексики, его сыграл реальная звезда балета Исаак Эрнандес. Кстати говоря, возможно, ему дадут приз «За лучшую мужскую роль», потому что его игра и танцы просто великолепны! Камера бельгийского оператора Ива Капа также виртуозна – он одинаково хорошо снимает как танцевальные эпизоды, так и эротические. Возможно, он получит приз «За лучшую операторскую работу». Но этой любви не дано состояться. Еще бы, учитывая все те гонения на мигрантов, которые были, есть и еще предстоят в Америке! Думается, что не случайно мексиканец Мишель Франко поднимает эту проблему на такой высокой художественной ноте.
Кадр из фильма «Мечты» (реж. Мишель Франко)
Любопытна аргентинская картина «Послание» режиссера Ивана Фунда. В чем-то сюжет здесь поход на немецкую картину «Что знает Мариэль», о которой я писала. Здесь тоже девочка-подросток, и она слышит / понимает / чувствует животных. На этом ее семья – бабушка, ее муж и девочка – зарабатывает, переезжая из городка в городок, где жители просят «послушать» или найти их домашних животных. Очень смешной сценарный ход, хочется сказать – очень смешной бизнес, в который не очень-то веришь. Если бы не одно «но» – девочка слышит и бурундука в поле, и птичку на ветке.
Кадр из фильма «Послание» (реж. Иван Фунд)
Подъем латиноамериканского кино в последние пару десятков лет – явление общеизвестное и не удивительное, поскольку за ним стоит такое большое культурное явление как латиноамериканская литература: Маркеса, Борхеса, Кортасара, Варгаса Льоса и других. Но то, как «магический реализм» живет в кинематографе, просто восхищает! Моя любимая картина Берлинале 2025 года – бразильская лента «Голубая тропа» режиссера Габриэля Маскаро. Это история про 77-летнюю женщину, которая не хочет отправляться в колонию для стариков (жанр фильма обозначен как фэнтези). Всю жизнь она зарабатывала на жизнь, воспитывала дочь, а когда поняла, что через неделю ее отправят в колонию, она приходит в турагентство, и говорит, что мечтала когда-нибудь полетать на самолете, все равно куда. В силу возраста она должна получить разрешение от своей дочери на этот полет, на что та отвечает отказом. Но Тереза не сдается и отправляется на частной лодке в путешествие по Амазонке. Вот тут-то и начинаются «чудеса»: голубая улитка, волшебная река... Да, фильм – фэнтези, но не чудесная сказка, а социальная драма, потому что Терезе на пути встречаются хоть и молодые, но гораздо слабее ее по духу мужчины. Одного она спасает в лодке, второй, пообещавший починить свой маленький водный самолетик, оказывается азартным игроком. Поэтому Тереза возвращается из путешествия, так и не осуществив свою мечту, но отправляться в колонию не желает. Она сопротивляется, сбегает и обретает, в конце концов, свободу. «Чудо» не в голубой улитке, а в самой Терезе, в ее воле к жизни, а «магический реализм» нужен для того, чтобы она в себя поверила.
Кадр из фильма «Голубая тропа» (реж. Габриэль Маскаро)