Прыжок Андрея Ноды

Текст: БАЯН БАРМАНКУЛОВА

Андрей Нода учился быть поваром (школа), электромонтером (завод), радиотелеграфистом (армия). Занимался классической борьбой, плаванием, стрельбой из пистолета, спортивным ориентированием. И в перерывах между этими занятиями немного рисовал. Последнее победило. Став студентом художественного вуза, среди прочего написал «Флейтиста» (1986), который дал ему возможность почувствовать себя художником. С тех пор он – живописец, график, фотограф, создатель оригинальных артефактов.

Андрея Ноду я знаю уж больше двадцати лет, однако не перестаю удивляться поворотам его живописной манеры. Художник непринужденно меняет язык изображения в зависимости от момента, ситуации, умонастроения и даже смены погоды за высокими окнами его талгарской мастерской. В двухтысячном художник в поисках уединения из шума городского перебрался в тишину дачного поселка. Да не тут-то было. Друзья и поклонники ручейками стекаются к не случившейся пустоши отшельника, то ли отвлекая, то ли насыщая его жизнь досужими, а может быть, и очень важными разговорами. 

 В начале февраля вновь я посетила гостеприимный дом художника, уютно расположенный между рекой и горой. После длинной дороги меня угостили вкусным чаем, усадили в кресло, и хозяин поочередно стал показывать картины, созданные в течение 2009 года. Сначала – оптимистичный, яркий и звучный «Цветной натюрморт», с красно-белой столешницей, на которой уверенно разместились копченая рыба, красочная бутылка и ваза с летящими шариками цветов. Сразу поднялось настроение. Следом появилась пара полотен с излюбленными художником головастыми персонажами. Как всегда, они одновременно узнаваемы и неожиданны, благодаря контрастам и нюансам подвижной мозаики красок, тождественной душевным многосложным состояниям. Меня, конечно же, порадовали эти «Лицо 158» и «Лицо 161» – столько на сегодняшний день художник нашел вариантов цветового говорения о человеке.

Лицо 161. 2009. Холст, масло.

Затем удивительным калейдоскопом стали сменять друг друга элегантная «Ваза с первоцветом» и сказочный серебристый «Город-остров», очаровательная заманчивая «Дача» и магнетический «Орешник», с плотным и вкусным солнечным светом между тонкими стволами. Вскоре встал передо мной таинственный «Рабочий день», в серебристой гамме которого неожиданно возник большой розовый эллипс – словно солнечный гигантский блик или летающее блюдце нежно опустилось на крышу дома.

А вот «Силуэты» с надвигающимся вечером. Детали, подробности форм и яркость красок постепенно исчезают. Остаются силуэты и большие массивы цвета: сумеречно охристая земля, танцующие стволы под тяжелой массой темнеющей листвы, легкие зелено-голубые и снежные бесконечные склоны, черные контуры вершин. Из всего этого возникает стремительный ритм линий и цветовых пятен – звучит услышанная мелодия земли, возможно, даже угаданная музыка космических сфер. Ей внимает одинокая женщина в светлых одеждах, в которых отозвались цвета небес.

Siluets

Силуэты. 2009. Холст, масло.

Холст «Курты» просто потряс. Поразительно, столь мощный образ рожден не встречей, например, с великолепным Руанским собором, а видом вполне обычной для Казахстана местности. Надо отметить, что Андрей Нода любит в сопровождении своей жены и художницы Натальи Литвиновой и сына Васеньки своим ходом перемещаться из Алматы в Караганду, где он прожил после окончания театрально-художественного института более десяти лет. По дороге они увлеченно исследуют все особенности ландшафта, сверяясь с подробными картами и расспрашивая старожилов. И знают эту часть нашей страны очень даже хорошо. Позже наиболее полюбившееся каждый из них запечатлевает в своих полотнах. По-разному, разумеется.

Kurty

Курты. 2009. Холст, масло.

Итак, Курты. Четверть века назад я там бывала, и ничто, кроме единственной улицы посреди поселения, меня, тогдашнюю столичную горожанку, не поразило. Тем более удивил образ, созданный Андреем. Словно определяя центр мироздания, ярко белеют три сельских дома внутри розовеющей вечерней степи, что расположилась за багровой дорогой-рекой, окаймленной у нижнего края голубыми валунами и хрупкими деревцами. Композиция развивается не столько в глубину, сколько снизу вверх. И в этом рывке от густого нижнего красного слоя к розовому пастозному верху есть ощущение полета сквозь пространство и время. При этом гармония бытия человека и природы предполагаются неизменными. Как просто и сильно художник, обобщая цветовые характеристики, материализовал свои ощущения, возникшие во время очередного семейного путешествия.

Okraina 12

Окраина 12. 2009. Холст, масло.

После «Куртов», казалось, ничто не может удивить и порадовать меня. Однако художник поставил на мольберт последнюю для просмотра работу. И тут, не успев понять, что к чему, я снова вскрикнула от полноты чувств: великолепный цвет царил в пространстве холста, будто красный, как марсельеза, здесь догорал закат. Он затронул стену деревенского дома, за которым легли решительные полосы белого снега и густо-синего неба, видимого сквозь рисунок ветвей – просто-таки великолепная финифть. Сияющий красный покров не однороден: по нему скользят тени, сообщая о живых неровностях почвы, сверкает что-то золотистое и голубое. Это отголоски небес дают знать о себе.

Столь замечательная картина называется совсем не эффектно – «Окраина 12». Число сообщает не столько о количестве окраин, которые видел художник, сколько об особенностях взгляда на одну и ту же. Пожалуй, это счастье – жить на краю ойкумены! Даже если она расположена недалеко от Алматы, рядом с вечно и весело шумящей рекой Талгар. В этой композиции замечательно соединились натура и абстракция. Художник говорит, что хотел бы создавать абстрактную живопись, но пока энергия натурных впечатлений требует хотя бы незначительного присутствия примет реального мира, пусть и преображенного художественным видением живописца. Стихия чистого цвета и абстрактная композиция пока впереди, но не за горами – ведь Андрей Нода всегда готов совершить прыжок в еще неизведанное им пространство. Впрочем, меня как раз устраивает эстетика сосуществования в его полотнах поэзии конкретного и философии абстрактного.

Увиденные полотна в который раз убеждают, что кисти и краски в руках талантливого художника способны улавливать бесконечное разнообразие душевных откликов на красоту мира, расположенного прямо под рукой или в глубине воображения.

 


Нода Андрей

768669

1962 г.р.Современный казахстанский художник с мировым именем, живописец, график, фотохудожник, керамист, contemporary artist. Член Союза художников РК. Лауреат национальной премии «ТАРЛАН» в номинации «Изобразительное искусство» (2003). Родился в Алма-Ате. Окончил АГТХИ им. Т. Жургенова (1988). Жил и работал в Караганде (1988-1998). В этот период становится постоянным участником международных, зарубежных, всесоюзных, и республиканских выставок и симпозиумов. В период 1998-1999 работал в США по президентской программе.

Подробнее...

Всеволод Демидов. Чудеса возможны!
Altyn Art
Итоги киногода
Altyn Art
Бессмертная любовь Людвига ван Бетховена
Altyn Art
У каждого свое Макондо!
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!
События
Идейно чуждое…
События
Эйкос +
События
Бетховен.Mute
Altyn Art
Зарина Алтынбаева: «Я нашла опору в музыке»
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!

Вышел в свет первый в 2021 году номер казахстанского журнала об искусстве и культуре «Altyn Art».

Идейно чуждое…

Советское искусство 1920–1930-х годов вызывает особый интерес. Это было время борьбы и единения различных теоретических и стилистических художественны

Эйкос +

14 октября 2020 года в ГМИ РК им. А. Кастеева открылась персональная выставка художника Галыма Оспанова «Эйкос +».

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

Веретено

«Мир правит Всем через Всё» (Гераклит). Веретено – бытовой предмет, изготовленный из дерева, женский атрибут, предназначенный для прядения шерсти. Фор

Пять голов

Павел Яковлевич Зальцман (1912–1985) – заслуженный деятель искусств Казахстана. Творческую судьбу Зальцмана как художника-станковиста определило знако

Дизайну – виват!

Творчество группы «ВИВАТ» – явление казахстанской художественной жизни 1980-х – оказало большое влияние на появление и развитие в Казахстане «графичес

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы