Право на собственный мир

Текст: МУРАТ МУСИН

Знакомство с художником Александром Кувшиновым у меня завязалось 10 лет назад. Мы работали на одном кинопроекте, куда я его пригласил по рекомендации коллег-художников, и не ошибся. В те времена я и не мог предположить, что в художнике-декораторе, кем был он на фильме «Кочевник», мог «затаиться» такой блестящий график и живописец.

Для меня феноменальным является тот факт, что автор многих живописных работ и серий графических листов, участник ряда выставок, в том числе и персональных, в прошлом был состоявшимся врачом-хирургом. На определенном этапе жизни оставив профессию, Александр принял решение стать художником и поступил на художественно-графический факультет Казахского педагогического института им. Абая, где добросовестно проучился весь срок на очном отделении.

 Кошкин дом. 2008. Бумага, гелевая ручка. 80х60

За последние 20 лет в изобразительном искусстве Казахстана такой вид художественной деятельности, как графика, был практически «вымыт». Отсутствие спроса на графические произведения заставило многих художников отдать предпочтение более востребованной живописи. В нашем случае произошло как раз наоборот. Александр Кувшинов после выставки живописи из более 50 полотен экспонирует около 30 добротных графических листов.

Внимание Кувшинова концентрируется на черно-белой графике и в отдельных случаях на акварели. Но подлинное пристрастие художника – тушь и перо. Трудно представить более доступные материалы, позволяющие создавать выразительные образы, способные привлечь внимание искушенной публики. Немногие художники сегодня, в силу ряда причин, реализовывают свои замыслы в офорте, литографии и автолитографии. Это дорогостоящие и практически невозможные вещи для «одиночного» художника, но есть перо и тушь, карандаш и бумага, попробуй – удиви... И, надо сказать, Кувшинов удивляет.

В поиске собственного творческого стиля Александр апробировал принципы выразительности работ мастеров казахстанской графики: Павла Зальцмана, с его большими листами, многоступенчатым пространством с множеством фигур и предметов; Бориса Пака с его выразительным камерным минимализмом, создававшего эстетические «микросенсации» в работах самых малых форматов, ошеломляющих удивительной гармонией и красотой; Андрея Дячкина с его офортами, где белое бесцветье бумаги становится дополнительным графически обостренным элементом.

Определенным образом считывается с отдельных листов Кувшинова черно-белая линеарная мистика художника и поэта конца XIX века Обри Бердслея с его гипертрофированным обожанием длинной текучей линии, неожиданно углубляющейся в кружева и узоры, лепестки и листья, ажурную орнаментику с штриховой стилизацией плоскостей и отдельных фонов, и гротесково-пафосным отношением к персонажам.

Мы идем. 2007. Бумага, гелевая ручка. 60х80

В некоторых работах Кувшинова заметно влияние лубочного русского искусства и примитивно-наивного творчества Ефима Честнякова. Будучи казахстанским художником, Кувшинов впитал русские традиции, при этом подобная эстетическая привнесенность в нашем пространстве обретает наднациональные черты и отсылает к общечеловеческим контекстам...

Все это присутствует в листах Кувшинова, но эпигонством не выглядит, подражанием не становится, скорее – этого требует сама графика, ее главные принципиальные законы, которые как школу необходимо пройти, как классику – изучить, впитать, чтоб стало это той основой, остовом, стержнем, на который можно нанизывать собственное «я». И дорогу свою Кувшинов, думаю, нашел. Нашел в этих персонажах, обращенных к нам, обаятельных и простых, в этих искаженных пропорциях и пятнах силуэтов, мимически живых, но застывших в статике листа.

Многим художникам знакомо чувство определенной робости перед белой плоскостью листа: с чего начать, как построить, в какой технике выполнить... Но она-то и манит своей неизвестностью и таинством безграничных поисков... Кувшинов выбирает для себя предметность, фигуративность, сочиненные миры, где персонажи, словно марионетки, повинуясь автору-кукловоду, выражают ту или иную его интонацию. И нередко художник изображает своих героев в виде нитяных кукол, с ритмически стилизованными абрисами фигурок и преувеличенно комическим выражением лиц... Отдельные композиции вызывают ощущение, что им тесно в выбранных форматах, и думается, что можно их увеличить до монументальных размеров и перенести на стену в виде сграффито или росписи. От всех графических построений Кувшинова веет добротой и юмором, теплотой и ясностью. Здесь не важно реальное предназначение вещей, здесь одно подменяется другим; здесь гипертрофируются пропорции и размеры, и гусиное перо вытягивается до размеров телеги; здесь подчеркиваются и дробятся ритмы, и сиюминутное обобщается до безвременного…

Графика Кувшинова: линеарная и пятновая, плоскостная и ритмическая, образная и выразительно-гротесковая представляет его как вполне сложившегося художника. Его творчество – это право на собственный мир. А это ли не главное в искусстве?

В настоящий момент художник Кувшинов успешно совмещает творчество и педагогику. Вместе с партнером, молодым бизнесменом Романом Никитенко, он организовал изостудию «Рафаэль», где преподает как взрослым, так и детям основы изобразительного искусства. Он и здесь в своей профессии, при исполнении долга – нести разумное, доброе, вечное! Пожелаем ему удачи на этом поприще!

 

Опубликовано в журнале Nomad-Kazakhstan № 3/4 (51- 52) 2013

Всеволод Демидов. Чудеса возможны!
Altyn Art
Итоги киногода
Altyn Art
Бессмертная любовь Людвига ван Бетховена
Altyn Art
У каждого свое Макондо!
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!
События
Идейно чуждое…
События
Эйкос +
События
Бетховен.Mute
Altyn Art
Зарина Алтынбаева: «Я нашла опору в музыке»
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!

Вышел в свет первый в 2021 году номер казахстанского журнала об искусстве и культуре «Altyn Art».

Идейно чуждое…

Советское искусство 1920–1930-х годов вызывает особый интерес. Это было время борьбы и единения различных теоретических и стилистических художественны

Эйкос +

14 октября 2020 года в ГМИ РК им. А. Кастеева открылась персональная выставка художника Галыма Оспанова «Эйкос +».

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

Веретено

«Мир правит Всем через Всё» (Гераклит). Веретено – бытовой предмет, изготовленный из дерева, женский атрибут, предназначенный для прядения шерсти. Фор

Пять голов

Павел Яковлевич Зальцман (1912–1985) – заслуженный деятель искусств Казахстана. Творческую судьбу Зальцмана как художника-станковиста определило знако

Дизайну – виват!

Творчество группы «ВИВАТ» – явление казахстанской художественной жизни 1980-х – оказало большое влияние на появление и развитие в Казахстане «графичес

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы