Батыры – рыцари степи
- Наследие
Когда казахи говорят о своей истории, о событиях прошлых эпох, они часто применяют выражение «жаугершiлiк заман» – «эпоха войн». Действительно, бескрайние степи Центральной Азии всегда были ареной великих битв, где силой оружия создавались и разрушались империи кочевников. Эти частые войны требовали постоянного совершенствования военного дела, стимулировали развитие и улучшение качества боевого оружия, поэтому уровень военного искусства и оружейного дела у кочевых народов, заселявших эти степи в древности и в средние, века был очень высоким.
Разбуженная степь. 2010. Холст, масло. 200х150. Коллекция ЦКЗ «Казахстан»
Вооружение кочевников оказывало заметное влияние на вооружение соседних народов, а также вобрало в себя их лучшие достижения в этой области. Греческий историк Геродот писал, что «скифы обладают одним, но зато важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого». Средневековый арабский автор Ал-Джахиз отмечал: «Если персы превосходили все народы в искусстве управления государством, греки – в науке, а китайцы – в ремесле, то тюрки – в военном деле».
Батыры – степные рыцари. Не будь этого социального слоя профессиональных воинов, невозможно было бы само существование казахского народа, сохранение его государственности. Настоящий воин воспитывался именно в этой профессиональной среде. Как особый социальный слой в кочевом обществе, сословие батыров имело свои социальные нормы и правила поведения, идеологию, особый образ жизни, традиции, обычаи, воинскую этику и сословные законы, регулирующие их взаимоотношения с другими социальными группами.
Главная отличительная особенность, выделяющая представителей этого социального слоя, – это то, что они занимались только военным делом, ставшим их ремеслом. Существующее представление о батыре (бахадур, баатур), совершившем подвиг на войне, является несколько односторонним. Для достижения высоких результатов в военном деле, как и во всякой профессиональной деятельности, требуются каждодневные занятия, постоянное совершенствование умений, освоение всех лучших достижений в данной области, воспитание в себе качеств воина и т. д. В XVI веке Мухаммед Хайдар Дулати, который был и знаменитым военачальником, писал в «Тарих-и Рашиди»: «Сначала для лука нужен лучник, чтобы натянуть его и выпустить стрелу умело. Многие годы должны копить гнев и ярость и лук, и лучник вместе».
Военная служба в кочевом обществе была монополией батыров. Занятие другим делом для них считалось зазорным, поэтому вся жизнь их проходила в битвах, походах и подготовках к ним. Такой была жизнь эпических героев – Алпамыс батыра, Кобланды батыра, так прошла жизнь исторических личностей – Кабанбай батыра, Богенбай батыра, Жаныбек тархана и других.
Война была профессией батыров, а главной целью этой войны была защита страны от внешних врагов, борьба против иноземных захватчиков, освобождение соотечественников из вражеской неволи.
Военная профессия у батыров была наследственной и передавалась из поколения в поколение, от отца к сыну. Ребенок, родившийся в семье батыра, обязан был стать воином. Герои эпических поэм Ер Косай, Ер Таргын, жившие в XVII-XVIII веках батыры Райымбек, Богенбай и другие, Исатай Тайманов и Жанкожа батыр, сражавшиеся за свободу казахского народа в XIX веке, все были потомственными воинами, и у них в роду все были батырами. Такую военную династию казахи называли шынжырлы тұкым (буквально – род с непрерывающейся цепью воинов). Непрерывность традиции передачи по наследству военной профессии в роду батыров называется шынжыры үзiлмеу (дословно – неразрываемость цепи).
Человек с прирожденным статусом воина, который выбирал манеру поведения, не соответствующую его социальной роли, осуждался обществом. Например, в эпосе «Ер Бегыс» рассказывается, что народ упрекает потомка Карадон батыра, достигшего двадцати лет: «Предки его были батырами в непрерывной цепи воинов. Отец его Суюныш, защищая честь своего народа, мстил врагам за его обиду, кормил и заботился о бедных. А он оказался не таким, видно, разорвется у него эта цепь». Оскорбленный этими словами, Бегыс говорит отцу: «Слышать, что разорвалась цепь / Стало тяжело вашему сыну, / Если не продолжу дело предков, / Зачем я родился от вас?»
Для потомственного воина следование делу отцов было главной обязанностью, поэтому с самого детства он готовился к ратному поприщу, рано начинал свою боевую жизнь. Дети батыров в 13-15 лет отправлялись в военный поход, наравне с взрослыми участвовали в битвах.
В древние времена в семье батыра свое имя будущий воин получал только после совершения первого воинского подвига, то есть после прохождения боевого крещения. В несколько измененном виде эта традиция сохранялась у казахов до XVIII века. Юному батыру перед первым военным походом стригли волосы, оставляя на макушке пучок волос – айдар (хохолок), а старший по возрасту батыр давал ему имя. Это был обряд инициации (посвящения) юноши в класс воинов, и внешне это обозначалось изменением прически. В современной повседневности до сих пор существует обычай, имеющий ритуальное значение, – ат қойып, айдар тағу (присвоить имя и сделать прическу в виде хохолка).
Другим проявлением этого воинского обычая была традиция присваивать батыру новое имя взамен прежнего после совершения им выдающегося подвига, и содержание нового имени отражало суть этого события. Так, Ерасыл вначале стал Кабанбай батыром (в юном возрасте он руками задушил дикого кабана), затем Дарабозом (Непревзойденный), когда он превзошел своими подвигами всех воинов в борьбе против джунгар. Молодой Абылмансур, скрывавшийся под именем Сабалак, получил новое имя Аблай, когда совершил свой первый боевой подвиг в сражении с джунгарами, выкрикивая в бою как уран (боевой клич) имя своего деда Аблая. Еспембет батыру, одному из известных батыров при Аблай хане, за отвагу и большой ум народ дал имя Ардак (Почитаемый). Иногда второе воинское имя присоединялось к первоначальному имени батыра, например, батыра Агыбая, соратника Кенесары хана, за непобедимость называли Акжолтай Агыбай батыр (Агыбай Светлодорогий). Такая традиция существовала и у военного сословия других народов: Ричард Львиное Сердце (Англия), Бахрам Гур (Иран), Александр Невский (Русь).
Таким образом, юный батыр, чтобы стать Воином, получал сначала боевое крещение, после чего проходил обряд посвящения, во время которого старший по возрасту и опыту батыр делал ему специальную воинскую прическу, благословлял его на путь Воина. Тогда же юноше присваивалось первое воинское имя. Это имя у батыра за его боевую жизнь могло меняться несколько раз, фиксируя этапы его воинского пути.
Основной функцией военного сословия была защита страны от внешних врагов и сохранение внутреннего порядка, поэтому до XVIII-XIX веков у многих народов политическая и государственная власть находилась в руках у этой социальной группы. Монарх и правители во многих странах были выходцами из этого сословия. Например, в Европе короли и императоры были из сословия рыцарей, в Индии махараджи и раджи были из касты кшатриев. Каганы, ханы, эмиры – правители кочевых народов – также были потомками батыров (бахадуров) и представителями этого социального слоя. Эту связь с военным сословием они никогда не теряли, поэтому и батыры всегда были опорой ханской власти. Чингис хан, Амир Тимур, хан Мамай, Абулхаир хан и Аблай хан – все они были по происхождению из рода батыров, сами были знаменитыми воинами и благодаря своим воинским подвигам достигли трона правителя. Полное имя казахских ханов и султанов обычно включало титул Бахадур (батыр) как статус их сословного положения, например, Каип-Магомет-Бахадур-хан, Кылыч-Мухаммед-Бахадур-хан, Абулхаир-хан Магомет Газы Бахадур, Уали Бахадур султан и т. д.
Преданность и верность своему правителю – одно из главных качеств воина. Хан был символом страны, олицетворением государства, и верность хану понималась батыром как верность своей стране, а служить хану означало служить Родине. Хан был просто первым среди равных. В истории казахов вместе с именами каждого хана упоминаются и имена его батыров: при Есим хане – это Конырат Алау батыр, Дулат Жаксыгул батыр, Жанай батыр, Карасай батыр. Вместе с Аблай ханом вспоминают имена батыров Шакшак Жаныбека, Канжыгалы Богенбая, Малайсары, Баян батыра, Кабанбая и других. Соратниками хана Кенесары были Бугубай батыр, Агыбай батыр, Иман батыр из рода кипчак, Наурызбай батыр и т. д. С ликвидацией ханской власти в казахском обществе исчезло как особая социальная группа и сословие батыров. Борьба последнего казахского хана Кенесары за независимость страны и за восстановление ханской власти в Казахстане была и последним проявлением единения батыров и ханской власти. Причиной восстаний Сырыма Датова, Есета Котибарова, Жанхожи батыра, Исатая Тайманова, направленных против ханов и султанов, было возникшее противоречие между батырами, защищавшими свободу своего народа, и ханами, потерявшими связь со своим сословием и со своим народом, ставшими марионетками в руках царской администрации. Это был последний всплеск батырства. Царское правительство с отменой ханской власти ликвидировало и военную службу у казахов, а от службы в русской армии казахи были освобождены. Все это, в конечном счете, и привело к исчезновению слоя профессиональных воинов в казахском обществе.
Опубликовано в Nomad-Kazakhstan №2 (2) 2005