Бетховен.Mute
- Altyn Art
2020-й – это не только год изоляции и страха перед новой болезнью, но и торжество музыки и гения, который родился 250 лет назад в городе Бонн. Речь, конечно же, о Людвиге ван Бетховене – одной из самых популярных, влиятельных и притягательных фигур в мире классики.
Традиционные и радикальные, камерные и с огромным составом – география и размах проектов, посвященных немецкому композитору, поистине поражают. В условиях пандемии кому-то пришлось перестроиться и подключать онлайн-формат, другие же вовсе были отменены. 12 декабря в Алматы был представлен спектакль «Бетховен.Mute». В живом исполнении и при полном зрителями зале.
«Бетховен.Mute» – проект, созданный ансамблем современной музыки «Игеру» и театром «ARTиШОК» по предложению и при поддержке Гете-Института в Казахстане. В его основу легли произведения пяти композиторов, выстраивающие линию преемственности: Бетховен – Брамс – Шенберг – Лахенман – Кейдж. На первый взгляд, связь цикла «Лунный Пьеро» или пьесы «Guero» с венским классиком кажется неожиданной, однако, по словам создателей, именно в творчестве вышеназванных развивались идеи Бетховена. А, возможно, даже наоборот: будучи все больше изолированным от внешнего мира и все больше обращая свой взгляд внутрь, Бетховен смог предугадать музыку будущего. «Мне кажется, в каждом из нас, современных людей, живет свой Бетховен – талантливый, пытливый, дерзкий и… теряющий слух. Неслучайно рабочим названием проекта было «Мы все – Бетховен». Сама фигура, биография и творчество Бетховена воспринимаются десятком поколений как личная и актуальная история. Так уж случилось, что чем больше композитор терял физический слух, тем точнее он предвосхищал музыку будущего, тем острее становился внутренний слух гения. И мы предлагаем попробовать пройти этот путь вместе с нами», – говорит Раушан Джуманиязова, директор ансамбля современной музыки «Игеру».
Эва Шмитт, директор Гете-Института в Казахстане, отметила, что цель проекта как раз и состояла в том, чтобы исследовать актуальность творчества Бетховена на сегодняшний день и дать возможность увидеть его в качестве «инфлюенсера» (человек, оказывающий большое влияние на аудиторию – ред.). Осуществить эту идею с музыкальной точки мог только ансамбль «Игеру», представленный на сей раз в расширенном составе: фортепиано (Сабина Атагельдиева), кларнет (Дамир Буркитбаев), флейта (Ержан Кушанов), вокал (Надия Наденова), скрипка (Валентина Каратаева и Александр Тхай), альт и дирижирование (Павел Тарасевич) виолончель (Султан Абетов).
Премьера «Бетховен.Mute» произвела эффект разорвавшейся бомбы, разделив мнения первых зрителей на кардинальные полюса – от восторга до возмущения. И это, пожалуй, свидетельствует о самом главном: проект получился настолько многогранным, что каждый присутствующий увидел в нем какой-то свой, понятный только ему смысл, услышал свою историю.
Среди интересных отзывов – мнение Бауржана Шукенова: «Уж больно оно шокирующе для простого обывателя… как схватить оголенный провод в темноте… Там необычно все – отсутствие главных героев, да и сюжета как такового, присутствие живого классического квартета, флейты и кларнета… Бетховен и Брамс во Вселенной и рядом с ними Шенберг, Лахенман, Кейдж. Казалось бы, спектакль о Музыке, но в нем главной ее целью провозглашается Молчание… У меня такое ощущение, что это был единственный способ всех причастных к действу докричаться до людей вокруг, осмыслить все, что мы пережили за последний год на этой маленькой Земле… Цинизм правительств, настоящий ад в соцсетях, где правы все и только «Я», колоссальная разобщенность человечества и его хрустальная уязвимость… Наверное, только так – соединив невозможное, несоединимое, может родиться настоящее. Да, были те, кто вышел с представления. Лично я их понимаю. Наверняка, самое спокойное, что звучало у них в голове: «Зачем это?!»
Проект «Бетховен.Mute» получился не просто интересным, он оказался остро актуальным и затронул целый комплекс противоречивых, болезненных и философских вопросов, стоящих перед нашим обществом сегодня. Бетховен и его творчество оказались удивительно созвучны современности, и ансамблю «Игеру» вместе с театром «ARTиШОК» удалось убедить в этом публику.
Опубликовано в журнале Altyn-Art №4 (4) 2020