Идейно чуждое…

Текст: ГАЛИНА СЫРЛЫБАЕВА

Советское искусство 1920–1930-х годов вызывает особый интерес. Это было время борьбы и единения различных теоретических и стилистических художественных концепций. Выставка «Идейно чуждое…», открывшаяся в ноябре в ГМИ РК им. А. Кастеева, призвана расширить наши представления об искусстве этого периода.

1 1920

Сергей Романович. Исцеление слепых. 1920-е. Бумага, масло

 

Многие художники, пройдя испытания различными, порой радикальными, направлениями начала XX века, «возвращаются» к традиционной картине, испытывая влияния уже иных «миров» – западноевропейского и русского романтизма, символизма, переосмысливают наследие великих мастеров прошлого – Рембрандта, Рубенса, вдохновляются античной мифологией. Их «реализм» оказался иного свойства, чем требовала эпоха социализма. Они освобождали живопись от советской тематики и оставались в рамках портрета, натюрморта и пейзажа – жанров, не столь востребованных для фиксации советской современной действительности.

2 1920

Константин Зефиров. Портрет Лены Сверденко. 1920-е. Холст, масло

 

Основную часть экспозиции составляют произведения представителей творческой группы «Маковец» (1921–1927) – объединения московских художников, символически именовавшихся так в честь холма Маковец, на котором Сергием Радонежским «положено основание Свято-Троицкой лавры». Среди них – Константин Зефиров, Сергей Романович, Николай Чернышев.

В основе эстетической программы маковцев лежало «желание возродить духовную сущность искусства, призванного воспитывать нравственное чувство человека и проникать в жизнь, придавая ей гармоническую и всеобъемлющую грацию».

После распада группы Зефиров, Чернышев, Романович вошли в состав нового объединения – Общество московских художников (ОМХ). К ним присоединились Роберт Фальк и Надежда Удальцова, чьи работы также представлены на выставке. В декларации общества представители ОМХ определили реализм как синтез совершенной живописной формы и реального отображения действительности. При общей теоретической концепции каждый художник шел своим путем. Зефирова и Фалька сближает интерес к разработке сложных живописных решений, когда сама живопись, сочетание красок и способы ее нанесения, создают в работах особый сгусток глубоких чувств и настроений. Их произведения отличают камерность композиционных решений, «тихий», вдумчивый разговор со зрителем, обращение к миру близких людей и привычных вещей.

3 1932 1933

Роберт Фальк. Автопортрет. 1932–1933. Холст, масло

4 1944

Роберт Фальк. Портрет А. В. Щекин-Кротовой. 1944. Бумага, гуашь, акварель

 

Чернышев свой эстетический и духовный идеал нашел в образах хрупких девочек-подростков «в очаровании переходного возраста от детства к девичеству, полных строгости, чистоты и грации», которые не ходят по грешной земле, а словно мотыльки «порхают», едва касаясь ее.

5 1934

Николай Чернышев. Купальщицы. 1934. Холст, масло

 

Надежда Удальцова прошла через увлечение кубизмом, футуризмом, супрематизмом. Но в начале 1920-х также возвращается к фигуративной живописи, предпочитая жанр пейзажа. На выставке – графические работы, выполненные в 1930-х годах во время творческой поездки на Алтай и в Восточный Казахстан, которая проходила в сложных условиях горного ландшафта. У художницы сформировалась своеобразная манера, основанная на экспрессии линий и живописных пятен, передающих эмоциональные впечатления, вызванные встречей с удивительным и необычным миром природы и живущих здесь людей.

6 1930

Надежда Удальцова. В горах. 1930. Бумага, гуашь, акварель

7 1930

Надежда Удальцова. В юрте. 1930. Бумага, акварель

8 1930

Надежда Удальцова. Селение в горах. 1930. Бумага, гуашь, акварель

 

Сергей Романович – уникальный художник советской эпохи, один из немногих последовательно разрабатывал античную и христианскую тематику. Его произведения вызывают впечатление незаконченности, но для самого художника главным было выразить мысль, а экспрессия живописи помогала эмоционально реализовать ее.

Александра Щекатихина-Потоцкая больше известна как мастер по росписи фарфора, но и в станковой живописи проявила себя ярко и непосредственно. В ее работах однозначно прочитываются иконописные традиции, влияние народного лубка, барочные элементы.

9 1920

Александра Щекатихина-Потоцкая. Пастух. 1920-е. Картон, масло

 

Пожалуй, единственный ленинградский художник на выставке – Павел Филонов, основатель группы «Мастера аналитического искусства». Его называли «самым загадочным художником XX века». Он разработал своеобразную методику создания произведения. По мнению художника, картина должна развиваться из точки, как произрастающее зерно, живописцу необходимо отображать не только внешний вид предмета, но и все, что он знает о нем.

10 1912

Павел Филонов. Крестьянская семья. 1912. Бумага, черная акварель, белила

 

На выставке также представлены произведения московских художников Климента Редько, Александра Лабаса, Алексея Моргунова, Льва Крамаренко.

Экспозиция открывает цикл выставок, посвященных искусству Российской Федерации, реализация которых намечена на 2021 год.

Опубликовано в журнале Altyn-Art №4 (4) 2020

Итоги киногода
Altyn Art
Бессмертная любовь Людвига ван Бетховена
Altyn Art
У каждого свое Макондо!
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!
События
Идейно чуждое…
События
Эйкос +
События
Бетховен.Mute
Altyn Art
Зарина Алтынбаева: «Я нашла опору в музыке»
Altyn Art
Георгий Макаров. Ода натюрморту
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!

Вышел в свет первый в 2021 году номер казахстанского журнала об искусстве и культуре «Altyn Art».

Идейно чуждое…

Советское искусство 1920–1930-х годов вызывает особый интерес. Это было время борьбы и единения различных теоретических и стилистических художественны

Эйкос +

14 октября 2020 года в ГМИ РК им. А. Кастеева открылась персональная выставка художника Галыма Оспанова «Эйкос +».

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

Веретено

«Мир правит Всем через Всё» (Гераклит). Веретено – бытовой предмет, изготовленный из дерева, женский атрибут, предназначенный для прядения шерсти. Фор

Пять голов

Павел Яковлевич Зальцман (1912–1985) – заслуженный деятель искусств Казахстана. Творческую судьбу Зальцмана как художника-станковиста определило знако

Дизайну – виват!

Творчество группы «ВИВАТ» – явление казахстанской художественной жизни 1980-х – оказало большое влияние на появление и развитие в Казахстане «графичес

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы