Gala de Paris. Французский стиль на столичной сцене

Текст: ФЛЮРА МУСИНА. Фото: КАРЛА НУР, предоставлены пресс-службой театра «Астана Опера»

Прошедший сезон в театре «Астана Опера» был настолько насыщен и разнообразен, что самые привередливые и искушенные театралы мира могли бы позавидовать столичным зрителям. Только за последние шесть месяцев в театре состоялось пять премьер, среди которых оперная и балетная классика: «Турандот» Дж. Верди и академический  «Корсар» А. Адана; национальные спектакли – новое прочтение оперы М. Тулебаева «Биржан – Сара» и оригинальный балет Sounds of Time на музыку А. Раимкуловой; современные постановки – философский спектакль немецкого хореографа Раймондо Ребека How long is Now? и потрясающий по масштабу и красоте проект К. Дженкинса Shine Astana с участием тысячи музыкантов со всего мира!

 DSC2522

Гран-па из балета «Раймонда». Постановка Мариуса Петипа в редакции Венсана Шайе

Прошедший сезон в театре «Астана Опера» был настолько насыщен и разнообразен, что самые привередливые и искушенные театралы мира могли бы позавидовать столичным зрителям. Только за последние шесть месяцев в театре состоялось пять премьер, среди которых оперная и балетная классика: «Турандот» Дж. Верди и академический  «Корсар» А. Адана; национальные спектакли – новое прочтение оперы М. Тулебаева «Биржан – Сара» и оригинальный балет Sounds of Time на музыку А. Раимкуловой; современные постановки – философский спектакль немецкого хореографа Раймондо Ребека How long is Now? и потрясающий по масштабу и красоте проект К. Дженкинса Shine Astana с участием тысячи музыкантов со всего мира!

Но перед закрытием театрального сезона любителей прекрасного искусства танца ожидал еще один подарок–Galade Paris с участием звезд Парижской национальной оперы, программа которого была специально подготовлена и посвящена 20-летию Астаны. Проект состоялся при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан и при участии АО «Қазақ Әуендері». Впрочем, по словам автора идеи Galade Paris Антона Левихина, в этой программе получили свое отражение еще несколько важных дат: 350-летие Парижской национальной оперы, альма-матер классического танца; 200-летие Мариуса Петипа, с именем которого связана вся история русского и мирового балета; 80-летие Рудольфа Нуриева, культового танцовщика 20 века. Добавим также, что этот год – юбилейный для театра «Астана Опера». Столичный театр в этом году празднует свое пятилетие. На таком вот пересечении дат и культур, традиций и современности была построена программавечера, показанная в Астане.

 

Традиции и современность – три с половиной века французского балета

Gala переводится с французского как торжество, празднество. А Гала-концерт означает, что концерт сверхкрасочен и захватывает дух у смотрящего. Таким и постарались сделать его организаторы, при этом им важно было привнести в представление сам дух Парижской оперы, ее традиции и открытость новому.

 DSC2516

Гран-па из балета «Раймонда». Солисты: Сэ Ын Пак и Франсуа Алю. Постановка Мариуса Петипа в редакции Венсана Шайе

Шедевры Петипа – Гран-па из «Раймонды» и па-де-де из балета «Корсар» были представлены в редакциях молодых французских хореографов Венсана Шайе и Себастьяна Берто и демонстрировали тот самый «французский стиль», который бережно сохраняет Парижская опера. Галантный и изысканный, он требует от артистов безукоризненной техники и совершенного владения телом. Свобода руки изящество поз, независимо от того, находится ли танцовщикв воздухе или вращается с невероятной скоростью, а может и просто стоит на сцене – вся эта легкость базируется на безупречной технике ног и чувстве позы, которые культивируются во французской школе балета.

Акцент был сделан на хореографию. Белоснежные костюмы лишь подчеркивали красоту линий. Первая солистка Сэ Ын Пак, восходящая звезда Парижской оперы, в партии Раймонды выделялась виртуозной техникой, стальным каском и невероятным апломбом. Лауреат первых премий престижных конкурсов – в Варне, Лозанне и Риме, обладательница премии Benoisdeladanse, Сэ Ын Пак за семь лет работы в Гранд-Опера прошла путь от кордебалета до первой солистки и, по прогнозам специалистов, в следующем году получит высший статус этуали.

 DSC2580

Первая солистка Парижской национальной оперы Сэ Ын Пак в балете «Раймонда». Постановка Мариуса Петипа в редакции Венсана Шайе

Исполнитель партии Жана де Бриена – первый солист Франсуа Алю, снискал особую любовь у зрительного зала. Великолепный баллон (способность высоко прыгать и задерживатьсяввоздухе), кошачья мягкостьбесшумных приземлений, стремительное вращение – все это не могло оставить публику равнодушной, зал взрывался аплодисментамипри каждом выходе артиста на сцену!

 DSC2523

Гран-па из балета «Раймонда».Солисты: СэЫн Пак и Франсуа Алю. Постановка Мариуса Петипа в редакции Венсана Шайе

Блестящий дуэт также показал чудеса техники впа-де-де из балета «Корсар», еще в одном шедевре Петипа, которое так любят конкурсные артисты, и которым завершалось первое отделение.

Между двумя шедеврами 19 века были показаны два шедевра 20-го: «Видение розы» на музыку К.М. Вебера и бессмертный «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса.

 DSC2655

Видение розы. Солисты: Летиция Пюжоль и Марк Моро. Постановка Михаила Фокина

Обе постановки были сочинены Михаилом Фокиным для знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже в начале прошлого столетия. Исполненные легендарными Анной Павловой (Лебедь), Тамарой Карсавиной и Вацлавом Нижинским (Видение розы), они вызвали настоящую революцию в балете, который переживал в то время во Франции свои не самые лучшие времена. С тех пор11-минутная миниатюра «Видение розы», исполнение которой требует не только филигранной техники, но, в первую очередь, полного внутреннего перевоплощения и чувства стиля, стала украшением репертуара многих выдающихся артистов. Мужская партия розы была создана Фокиным для Вацлава Нижинского, танцовщика необыкновенной пластики и грации. Очевидцы утверждают, что легендарный артист фантастическим образом преображался даже не в сам цветок, а в его аромат. Партию розы исполнил солист Оперы Марк Моро, один из самых ярких исполнителей парижской труппы.

 DSC2661

Видение розы. Солисты: Летиция Пюжоль и Марк Моро. Постановка Михаила Фокина

Трудно перетанцевать Нижинского, однакоталантливому солистуудалось создать образ не только убедительный, но и очень индивидуальный. Гибкие, длинные руки и огромный шаг позволили ему сотворить на сцене пластический эквивалент духа розы. Уникальный костюм, созданный для Нижинского Львом Бакстом подчеркивал красоту и пластику тела. Жаль только, что видео декорации лишили танцовщика возможности совершить в финале номера тот фантастический прыжок в окно, который когда-то сводил с ума парижан.

 DSC2642

Марк Моро, солист Парижской национальной оперы, в балете «Видение розы». Постановка Михаила Фокина

Украшением Gala, его особым французским знаком стала Летиция Пюжоль –признанная этуаль Парижской оперы. Элегантность, музыкальность, романтическая внешность и точное владение стилем делают Летицию олицетворением звания этуали – самой высокой ступени в иерархии Парижской оперы. Балерина танцует в театре обширный и разноплановый репертуар, от голубой классики до постановок Ноймайера, Форсайта и Прельжокажа. Особенно удаются ей партии лирического репертуара. Тальоневские позы, воздушные прыжки, точеная фигура, мягкие говорящие руки и безупречный вкус позволили ей филигранно исполнить романтический образ девушки в «Видении розы».

 DSC2678

Летиция Пюжоль, этуаль Парижской национальной оперы, в балете «Видение розы». Постановка Михаила Фокина

Другой шедевр Фокина – «Умирающий лебедь»,появился в репертуаре французской этуали совсем недавно. Она подготовила номер специально для гастролей в Казахстане, так что на сцене Астана Опера у балерины состоялась премьера. Спокойное умиротворение, грациозное увядание и покорность судьбе… Возможно, зрителям, привыкшим видеть в этом хрестоматийном образе трепетность Улановой или героический порыв Плисецкой такая трактовка покажется спорной – ну что же, классикапотому классикой и является, что границы ее открыты для самых разных интерпретаций.

 DSC3042

Летиция Пюжоль, этуаль Парижской национальной оперы, в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь». Постановка Михаила Фокина

Классическое Гран-па на музыку Обера было исполнено самыми юными артистами труппы, которые показали чудеса владения техникой классического танца.

Камиль Бон и Томас Докир, танцуя элегантную виртуозную композицию Гжовского, сами уподоблялись классическим пассажам архитектуры, изображенной на виртуальном заднике. Безупречный по чистоте линий, незамутненный лишними эмоциями танец был выдержан в строгой эстетике «Гран-па классик» и рисовал блестящую перспективу балетной труппы Парижской оперы.

Переход к одному из самых интригующих опусов вечера – отрывку из балета «Манфред», поставленного Рудольфом Нуриевым в Парижской опере в 1979 году, был предварен оркестровым интермеццо из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в исполнении оркестра Астана Опера под руководством дирижера Владимира Ланде.

 

Союз музыки и танца

 Оркестр этим вечером был полноправным участником представления. Оркестровые интермеццо связывали между собой отдельные номера и представляли зрителям возможность перестроится с одного настроения на другое. Так, после бравурных аккордов Д. Обера взволнованное па-де-де из балета «Щелкунчик» подготовило почву для восприятия пронзительного монолога из балета Нуриева «Манфред» в исполнении Марка Моро. Поставленный на одноименную симфонию Чайковского балет имел короткую судьбу и не сохранился в репертуаре Гранд-Опера. Поэтому зрителям представилась редкая возможность увидеть балетмейстерский опус легендарного танцовщика, сочинившего этот балет по мотивам поэмы Байрона отчасти и о себе. Великолепные данные Марко Моро и в этот раз оказались необычайно созвучны хореографии, вдохнуть в которую эмоции, заданные гением бунтаря-танцовщика, требовало не только технической подготовки, но и огромной внутренней отдачи.

 DSC2768

Марк Моро в балете «Манфред». Постановка Рудольфа Нуриева

Дирижер Владимир Ланде, работавший со многими оркестрами мира, особо отметил высокий профессионализм оркестра Астана Опера и общую картину культурной жизни в стране: «Я много езжу по миру ихочу отметить, что Казахстан, на мой взгляд, сегодня самая успешная страна из всех бывших союзных республик. Идет вперед, не отвергая старого, я имею ввиду в том числе и культурные связи. И музыканты прекрасно разбираются в русской музыке, это слышно по Чайковскому. Во многих странах, где я дирижировал, любят Чайковского, вероятно, знают его музыку, но по жилам, в крови, Чайковский не течет. А здесь течет! С этими музыкантами Чайковского играть легко и просто, они без слов все понимают».

 DSC3418

Симфонический оркестр театра «Астана Опера». Дирижер Владимир Ланде

Прекрасно был исполнен и концерт для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона, который служил музыкальной основой для балета «Ренессанс» в постановке Себастьяна Берто. Это был праздник и для слуха, и для глаз. Сложнейшую сольную партию исполнил концертмейстер группы скрипок Симфонического оркестра Астана Опера Багдат Абильханов. Пластический эквивалент прекрасной музыке создал на сцене молодой хореограф, недавний выпускник Академии хореографии, созданной предыдущим директором балетной труппы Бенджамином Мельпье. Академия призвана пробуждать молодые таланты в стенах старейшего театра, а Себастьян – один из первых и однозначно успешных выпускников. «Ренессанс» – его первая постановка для парижской Оперы, а показ в Астане – первая мировая премьера балета. «Ренессанс» – гимн красоте классического танца, но в его новых формах. Здесь просматривается дань уважения Баланчину и Форсайту, хотя создан он в лучших традициях французской балетной техники. Роскошные, усыпанные жемчугом и ажурным шитьемкостюмы от дизайнерского дома Balmain не только выглядят тяжелыми, но и на самом деле весят пару килограммов. Впрочем, солисты как будто не ощущают этого веса, парят по сцене, совершают невероятные поддержки, подкидывают вверх и ловко ловят партнерш, поражают виртуозной техникой.

 DSC2877

Сцена из балета «Ренессанс». Постановка Себастьяна Берто

Две пары основных солистов – Камиль Бон – Томас Докир и Марион Готье – Пабло Легаса ведут сквозную танцевальную линию, но не обделены и остальные артисты. Наис Дюбок, Исаак Лопес Гомес, Адель Белем, Джек Газтоут, Амели Жоанидес, Жозеф Омер, Виктуар Анкетиль и Аксель Маглиано блистают в разных по темпу и динамике, но неизменно изобретательных виртуозных композициях.

Другой визуальной составляющей программы стали сценические заставки- суперзанавесы художника Ахсара Муриева, навеянные росписью Марка Шагала внутреннего купола Оперы Гарнье, а также живописью Пикассо и Матисса. Художник старался перенести зрителей в атмосферу Парижа, в пространство Гранд-Опера, и это ему удалось. А организаторам, несомненно, удалось сотворить праздник танца, от которого захватывает дух. И провести множество параллелей, которые вопреки всем законам физики пересекаются на пространствах евразийской культуры.

 

Всеволод Демидов. Чудеса возможны!
Altyn Art
Итоги киногода
Altyn Art
Бессмертная любовь Людвига ван Бетховена
Altyn Art
У каждого свое Макондо!
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!
События
Идейно чуждое…
События
Эйкос +
События
Бетховен.Mute
Altyn Art
Зарина Алтынбаева: «Я нашла опору в музыке»
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!

Вышел в свет первый в 2021 году номер казахстанского журнала об искусстве и культуре «Altyn Art».

Идейно чуждое…

Советское искусство 1920–1930-х годов вызывает особый интерес. Это было время борьбы и единения различных теоретических и стилистических художественны

Эйкос +

14 октября 2020 года в ГМИ РК им. А. Кастеева открылась персональная выставка художника Галыма Оспанова «Эйкос +».

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

Веретено

«Мир правит Всем через Всё» (Гераклит). Веретено – бытовой предмет, изготовленный из дерева, женский атрибут, предназначенный для прядения шерсти. Фор

Пять голов

Павел Яковлевич Зальцман (1912–1985) – заслуженный деятель искусств Казахстана. Творческую судьбу Зальцмана как художника-станковиста определило знако

Дизайну – виват!

Творчество группы «ВИВАТ» – явление казахстанской художественной жизни 1980-х – оказало большое влияние на появление и развитие в Казахстане «графичес

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы