Gala de Paris. Французский стиль на столичной сцене
- События
Текст: ФЛЮРА МУСИНА. Фото: КАРЛА НУР, предоставлены пресс-службой театра «Астана Опера»
Прошедший сезон в театре «Астана Опера» был настолько насыщен и разнообразен, что самые привередливые и искушенные театралы мира могли бы позавидовать столичным зрителям. Только за последние шесть месяцев в театре состоялось пять премьер, среди которых оперная и балетная классика: «Турандот» Дж. Верди и академический «Корсар» А. Адана; национальные спектакли – новое прочтение оперы М. Тулебаева «Биржан – Сара» и оригинальный балет Sounds of Time на музыку А. Раимкуловой; современные постановки – философский спектакль немецкого хореографа Раймондо Ребека How long is Now? и потрясающий по масштабу и красоте проект К. Дженкинса Shine Astana с участием тысячи музыкантов со всего мира!
Гран-па из балета «Раймонда». Постановка Мариуса Петипа в редакции Венсана Шайе
Прошедший сезон в театре «Астана Опера» был настолько насыщен и разнообразен, что самые привередливые и искушенные театралы мира могли бы позавидовать столичным зрителям. Только за последние шесть месяцев в театре состоялось пять премьер, среди которых оперная и балетная классика: «Турандот» Дж. Верди и академический «Корсар» А. Адана; национальные спектакли – новое прочтение оперы М. Тулебаева «Биржан – Сара» и оригинальный балет Sounds of Time на музыку А. Раимкуловой; современные постановки – философский спектакль немецкого хореографа Раймондо Ребека How long is Now? и потрясающий по масштабу и красоте проект К. Дженкинса Shine Astana с участием тысячи музыкантов со всего мира!
Но перед закрытием театрального сезона любителей прекрасного искусства танца ожидал еще один подарок–Galade Paris с участием звезд Парижской национальной оперы, программа которого была специально подготовлена и посвящена 20-летию Астаны. Проект состоялся при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан и при участии АО «Қазақ Әуендері». Впрочем, по словам автора идеи Galade Paris Антона Левихина, в этой программе получили свое отражение еще несколько важных дат: 350-летие Парижской национальной оперы, альма-матер классического танца; 200-летие Мариуса Петипа, с именем которого связана вся история русского и мирового балета; 80-летие Рудольфа Нуриева, культового танцовщика 20 века. Добавим также, что этот год – юбилейный для театра «Астана Опера». Столичный театр в этом году празднует свое пятилетие. На таком вот пересечении дат и культур, традиций и современности была построена программавечера, показанная в Астане.
Традиции и современность – три с половиной века французского балета
Gala переводится с французского как торжество, празднество. А Гала-концерт означает, что концерт сверхкрасочен и захватывает дух у смотрящего. Таким и постарались сделать его организаторы, при этом им важно было привнести в представление сам дух Парижской оперы, ее традиции и открытость новому.
Гран-па из балета «Раймонда». Солисты: Сэ Ын Пак и Франсуа Алю. Постановка Мариуса Петипа в редакции Венсана Шайе
Шедевры Петипа – Гран-па из «Раймонды» и па-де-де из балета «Корсар» были представлены в редакциях молодых французских хореографов Венсана Шайе и Себастьяна Берто и демонстрировали тот самый «французский стиль», который бережно сохраняет Парижская опера. Галантный и изысканный, он требует от артистов безукоризненной техники и совершенного владения телом. Свобода руки изящество поз, независимо от того, находится ли танцовщикв воздухе или вращается с невероятной скоростью, а может и просто стоит на сцене – вся эта легкость базируется на безупречной технике ног и чувстве позы, которые культивируются во французской школе балета.
Акцент был сделан на хореографию. Белоснежные костюмы лишь подчеркивали красоту линий. Первая солистка Сэ Ын Пак, восходящая звезда Парижской оперы, в партии Раймонды выделялась виртуозной техникой, стальным каском и невероятным апломбом. Лауреат первых премий престижных конкурсов – в Варне, Лозанне и Риме, обладательница премии Benoisdeladanse, Сэ Ын Пак за семь лет работы в Гранд-Опера прошла путь от кордебалета до первой солистки и, по прогнозам специалистов, в следующем году получит высший статус этуали.
Первая солистка Парижской национальной оперы Сэ Ын Пак в балете «Раймонда». Постановка Мариуса Петипа в редакции Венсана Шайе
Исполнитель партии Жана де Бриена – первый солист Франсуа Алю, снискал особую любовь у зрительного зала. Великолепный баллон (способность высоко прыгать и задерживатьсяввоздухе), кошачья мягкостьбесшумных приземлений, стремительное вращение – все это не могло оставить публику равнодушной, зал взрывался аплодисментамипри каждом выходе артиста на сцену!
Гран-па из балета «Раймонда».Солисты: СэЫн Пак и Франсуа Алю. Постановка Мариуса Петипа в редакции Венсана Шайе
Блестящий дуэт также показал чудеса техники впа-де-де из балета «Корсар», еще в одном шедевре Петипа, которое так любят конкурсные артисты, и которым завершалось первое отделение.
Между двумя шедеврами 19 века были показаны два шедевра 20-го: «Видение розы» на музыку К.М. Вебера и бессмертный «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса.
Видение розы. Солисты: Летиция Пюжоль и Марк Моро. Постановка Михаила Фокина
Обе постановки были сочинены Михаилом Фокиным для знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже в начале прошлого столетия. Исполненные легендарными Анной Павловой (Лебедь), Тамарой Карсавиной и Вацлавом Нижинским (Видение розы), они вызвали настоящую революцию в балете, который переживал в то время во Франции свои не самые лучшие времена. С тех пор11-минутная миниатюра «Видение розы», исполнение которой требует не только филигранной техники, но, в первую очередь, полного внутреннего перевоплощения и чувства стиля, стала украшением репертуара многих выдающихся артистов. Мужская партия розы была создана Фокиным для Вацлава Нижинского, танцовщика необыкновенной пластики и грации. Очевидцы утверждают, что легендарный артист фантастическим образом преображался даже не в сам цветок, а в его аромат. Партию розы исполнил солист Оперы Марк Моро, один из самых ярких исполнителей парижской труппы.
Видение розы. Солисты: Летиция Пюжоль и Марк Моро. Постановка Михаила Фокина
Трудно перетанцевать Нижинского, однакоталантливому солистуудалось создать образ не только убедительный, но и очень индивидуальный. Гибкие, длинные руки и огромный шаг позволили ему сотворить на сцене пластический эквивалент духа розы. Уникальный костюм, созданный для Нижинского Львом Бакстом подчеркивал красоту и пластику тела. Жаль только, что видео декорации лишили танцовщика возможности совершить в финале номера тот фантастический прыжок в окно, который когда-то сводил с ума парижан.
Марк Моро, солист Парижской национальной оперы, в балете «Видение розы». Постановка Михаила Фокина
Украшением Gala, его особым французским знаком стала Летиция Пюжоль –признанная этуаль Парижской оперы. Элегантность, музыкальность, романтическая внешность и точное владение стилем делают Летицию олицетворением звания этуали – самой высокой ступени в иерархии Парижской оперы. Балерина танцует в театре обширный и разноплановый репертуар, от голубой классики до постановок Ноймайера, Форсайта и Прельжокажа. Особенно удаются ей партии лирического репертуара. Тальоневские позы, воздушные прыжки, точеная фигура, мягкие говорящие руки и безупречный вкус позволили ей филигранно исполнить романтический образ девушки в «Видении розы».
Летиция Пюжоль, этуаль Парижской национальной оперы, в балете «Видение розы». Постановка Михаила Фокина
Другой шедевр Фокина – «Умирающий лебедь»,появился в репертуаре французской этуали совсем недавно. Она подготовила номер специально для гастролей в Казахстане, так что на сцене Астана Опера у балерины состоялась премьера. Спокойное умиротворение, грациозное увядание и покорность судьбе… Возможно, зрителям, привыкшим видеть в этом хрестоматийном образе трепетность Улановой или героический порыв Плисецкой такая трактовка покажется спорной – ну что же, классикапотому классикой и является, что границы ее открыты для самых разных интерпретаций.
Летиция Пюжоль, этуаль Парижской национальной оперы, в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь». Постановка Михаила Фокина
Классическое Гран-па на музыку Обера было исполнено самыми юными артистами труппы, которые показали чудеса владения техникой классического танца.
Камиль Бон и Томас Докир, танцуя элегантную виртуозную композицию Гжовского, сами уподоблялись классическим пассажам архитектуры, изображенной на виртуальном заднике. Безупречный по чистоте линий, незамутненный лишними эмоциями танец был выдержан в строгой эстетике «Гран-па классик» и рисовал блестящую перспективу балетной труппы Парижской оперы.
Переход к одному из самых интригующих опусов вечера – отрывку из балета «Манфред», поставленного Рудольфом Нуриевым в Парижской опере в 1979 году, был предварен оркестровым интермеццо из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в исполнении оркестра Астана Опера под руководством дирижера Владимира Ланде.
Союз музыки и танца
Оркестр этим вечером был полноправным участником представления. Оркестровые интермеццо связывали между собой отдельные номера и представляли зрителям возможность перестроится с одного настроения на другое. Так, после бравурных аккордов Д. Обера взволнованное па-де-де из балета «Щелкунчик» подготовило почву для восприятия пронзительного монолога из балета Нуриева «Манфред» в исполнении Марка Моро. Поставленный на одноименную симфонию Чайковского балет имел короткую судьбу и не сохранился в репертуаре Гранд-Опера. Поэтому зрителям представилась редкая возможность увидеть балетмейстерский опус легендарного танцовщика, сочинившего этот балет по мотивам поэмы Байрона отчасти и о себе. Великолепные данные Марко Моро и в этот раз оказались необычайно созвучны хореографии, вдохнуть в которую эмоции, заданные гением бунтаря-танцовщика, требовало не только технической подготовки, но и огромной внутренней отдачи.
Марк Моро в балете «Манфред». Постановка Рудольфа Нуриева
Дирижер Владимир Ланде, работавший со многими оркестрами мира, особо отметил высокий профессионализм оркестра Астана Опера и общую картину культурной жизни в стране: «Я много езжу по миру ихочу отметить, что Казахстан, на мой взгляд, сегодня самая успешная страна из всех бывших союзных республик. Идет вперед, не отвергая старого, я имею ввиду в том числе и культурные связи. И музыканты прекрасно разбираются в русской музыке, это слышно по Чайковскому. Во многих странах, где я дирижировал, любят Чайковского, вероятно, знают его музыку, но по жилам, в крови, Чайковский не течет. А здесь течет! С этими музыкантами Чайковского играть легко и просто, они без слов все понимают».
Симфонический оркестр театра «Астана Опера». Дирижер Владимир Ланде
Прекрасно был исполнен и концерт для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона, который служил музыкальной основой для балета «Ренессанс» в постановке Себастьяна Берто. Это был праздник и для слуха, и для глаз. Сложнейшую сольную партию исполнил концертмейстер группы скрипок Симфонического оркестра Астана Опера Багдат Абильханов. Пластический эквивалент прекрасной музыке создал на сцене молодой хореограф, недавний выпускник Академии хореографии, созданной предыдущим директором балетной труппы Бенджамином Мельпье. Академия призвана пробуждать молодые таланты в стенах старейшего театра, а Себастьян – один из первых и однозначно успешных выпускников. «Ренессанс» – его первая постановка для парижской Оперы, а показ в Астане – первая мировая премьера балета. «Ренессанс» – гимн красоте классического танца, но в его новых формах. Здесь просматривается дань уважения Баланчину и Форсайту, хотя создан он в лучших традициях французской балетной техники. Роскошные, усыпанные жемчугом и ажурным шитьемкостюмы от дизайнерского дома Balmain не только выглядят тяжелыми, но и на самом деле весят пару килограммов. Впрочем, солисты как будто не ощущают этого веса, парят по сцене, совершают невероятные поддержки, подкидывают вверх и ловко ловят партнерш, поражают виртуозной техникой.
Сцена из балета «Ренессанс». Постановка Себастьяна Берто
Две пары основных солистов – Камиль Бон – Томас Докир и Марион Готье – Пабло Легаса ведут сквозную танцевальную линию, но не обделены и остальные артисты. Наис Дюбок, Исаак Лопес Гомес, Адель Белем, Джек Газтоут, Амели Жоанидес, Жозеф Омер, Виктуар Анкетиль и Аксель Маглиано блистают в разных по темпу и динамике, но неизменно изобретательных виртуозных композициях.
Другой визуальной составляющей программы стали сценические заставки- суперзанавесы художника Ахсара Муриева, навеянные росписью Марка Шагала внутреннего купола Оперы Гарнье, а также живописью Пикассо и Матисса. Художник старался перенести зрителей в атмосферу Парижа, в пространство Гранд-Опера, и это ему удалось. А организаторам, несомненно, удалось сотворить праздник танца, от которого захватывает дух. И провести множество параллелей, которые вопреки всем законам физики пересекаются на пространствах евразийской культуры.
Gala de Pari
Гран-па из балета «Раймонда». Постановка Мариуса Петипа в редакции Венсана Шайе
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/Gala/gallery/_DSC2535.jpg
Гран-па из балета «Раймонда».Постановка Мариуса Петипа в редакции Венсана Шайе
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/Gala/gallery/_DSC2537.jpg
Амели Жоанидес в балете «Раймонда». Постановка Мариуса Петипа в редакции Венсана Шайе
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/Gala/gallery/_DSC2549.jpg
Марк Моро в балете «Манфред». Постановка Рудольфа Нуриева
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/Gala/gallery/_DSC2761.jpg
Марк Моро в балете «Манфред». Постановка Рудольфа Нуриева
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/Gala/gallery/_DSC2768.jpg
Симфонический оркестр театра «Астана Опера»
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/Gala/gallery/_DSC3405.jpg
Дирижер Владимир Ланде
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/Gala/gallery/_DSC3418.jpg
Симфонический оркестр театра «Астана Опера»
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/Gala/gallery/_DSC3434.jpg