Мухит Дулу: комиксы, Бердслей, золото скифов

Интервью: GAnna YAROSHENKO, International Art Educator. Art Tutor International
Фото:
GAnna YAROSHENKO и из архива МУХИТА ДУЛУ

 Mural 01

Фото: GAnna Yaroshenko

 

– Готовясь к интервью, я продумала, с чего именно мы начнем разговор, но мои планы рассыпались, когда я зашла в эту мастерскую.

– То есть это случилось только что...

 

– Да, это случилось только что, и вижу, что не зря напросилась в гости. Я подозревала, что будет интересно, но настолько... Увидеть мастерскую, которая поражает, я не ожидала... Придется начать с другого. Расскажите, чье это рабочее пространство, и кто здесь работает.

– Пространство это общее. Здесь работает моя семья: бабушка, мама, брат, сестра и я. Это наш костяк. Каждый занял место, где ему удобнее находиться. И каждый может поменять это место. Дедушка в городе. Он часто приезжал, много помогал. Студия обосновалась во многом благодаря его стараниям. Мы живем здесь уже 12 лет и первые 4 года активно строили эту студии. Потом постепенно обустраивали ее пространство.

Мама всегда мечтала о частном доме за городом, где больше места, где природа. А дед это поощрял. Художнику требуется пространство, чтобы реализовывать идеи. Быт и теснота – это тяжело. За городом работа компенсируется большим количеством свободы. В городе нельзя просто взять инструменты и начать что-то строить. Даже среди бела дня. Потому что обязательно какие-нибудь соседи будут недовольны...

 Mural 02

Фото: GAnna Yaroshenko

 

– То есть здесь обстановка благоприятствует творчеству и можно пробовать все что угодно?

– Да. Хоть в три часа ночи можно выйти с углорезкой и работать. И никто ничего не скажет. Потому что здесь все так живут.

 

– Но такой дом требует ухода. А для творчества, для рождения креативных идей также нужно не только пространство, но и время. Как сочетается содержание такой студии с работой?

– Одно не мешает другому. Все сливается в единое целое: жизнь, работа, содержание дома – все становится творчеством. Прежде мое понимание художника было такое: художник это тот, кто пишет картины. А здесь я понял, что творческий потенциал реализуется не только в написании картин. Стройка, покраска стен, ручная работа над мебелью, посадки в огороде... Все это и есть одно большое творчество. И даже в более чистом виде, чем написание картин.

Пикассо говорил, что «искусство – это обман», имея в виду, что результат творчества не обусловлен только холстами. Творчество – это натура человека, и оно должно выражаться абсолютно во всех видах деятельности. Жизнь за городом помогает это понять.

 Mural 03

Фото: GAnna Yaroshenko

 

– В этой обстановке Ваши слова звучат особенно убедительно. Убеждает сама атмосфера этого места. Однако в этой студии работает много людей. Вы дружная семья. Вы делите одно, хотя и очень большое пространство. При этом, у каждого – свой стиль, свое видение. Как в таких условиях каждому удается сохранить индивидуальность?

– Каждый из нас обладает собственным видением. Нам повезло, что так есть и так сложилось. У каждого есть умение видеть свою четкую картинку. Конечно дети, и я в свое время, не имели большого опыта и заимствовали что-то друг у друга, чтобы в будущем это разрабатывать. Эти пробы поощрялись и поддерживались. Дед часто предлагал взять деталь из его работы и поработать над ней. Из этого могла получиться своя, уникальная вещь. Мы, как семья, заинтересованы, чтобы каждый из нас сделал что-то свое, интересное. Мы как один большой организм, и части его взаимодействуют.

 

– Ваш стиль вырабатывался постепенно?

– Да, конечно. И в основе его не только мои собственные находки, но и членов моей семьи. И в творчестве мамы и бабушки я искал то ядро, которое мне понравится, чтобы взять его за основу.

 

– Кроме семьи кто еще были Ваши учителя?

– А это как раз из области моих собственных находок. Я не могу назвать самых любимых художников, потому что каждый из них что-то подсказал мне.

Серьезное художественное образование я стал получать в школьные годы, когда осознал, что техника моего рисунка нуждается в серьезной доработке. Это было внутреннее чутье, которое двигало мой рост. Тогда мне попались комиксы про супергероев. Они меня привлекли тем, как это нарисовано. А нарисовано это было очень хорошо. Там мастерски показана анатомия человека, ракурсы. Какое-то время я учился этому. Позже появились серьезные художники. Один из них – Обри Бердслей. Мама подарила мне на день рождения альбом с его работами. Это был новый, запредельный уровень. Бердслей упал метеоритом и разломал разом все мои шаблоны.

 Mural 04

Граффити на стене филиала Общественного фонда Академии художеств РК

 

– А как совмещалась его графическая пластика с вашей жесткой манерой рисунка?

– Я в то время чувствовал кризис жанра. Мне было 14 лет... Я не мог придумать, как делать что-то другое. Родители советовали искать, смотреть, как работают другие графики. Поэтому и дали книги и Бердслея, и Пикассо, и Дюрера. Это была графика, но разные стили. И это было то, что нужно.

Мне было важно в то время реализовать свои идеи, замыслы. Я искал, как сделать так, чтобы мне нравилось, чтобы рисунок передавал то, что хочу передать я. Нужно было знание техники, наработка мастерства.

 

– А художественная школа? Она ничего не давала в смысле поиска своего стиля?

– Ну это не было очень серьезно. Академический рисунок, пропорции фигуры. Просто помогало. Дисциплинировало. Но вообще меня тянуло на какой-то беспредел, бунт.

 

– А как учителя реагировали на это?

– А они не знали. Я сдавал работы, как положено. Все остальное было за пределами школы.

 Mural 05

Граффити на стене филиала Общественного фонда Академии художеств РК

 

– Со стороны родителей была просто поддержка или профессиональна критика тоже?

– Да, было много профессиональных комментариев. Иногда говорили: «Ну это совсем по-детски, это несерьезно, ты можешь лучше».

 

– Я с Вами познакомилась в Астане, в 2014 году. Собственно, с этого я и предполагала начать нашу беседу. Вы выставили свои работы в галерее «Хас Санат». Это была графика. Этническая графика. И было видно, что это культурное наследие Казахстана в очень интересной, творческой, современной переработке. При этом работы несли выразительный стиль художника. Что это был за этап в вашей жизни?

– Примерно с 2007 до 2010 года я закладывал фундамент своего узнаваемого стиля. Хотя тогда я этого не осознавал.

По совету деда и мамы я обратил внимание на золото скифов. Они предложили с этим поработать. Меня очень привлекла форма, пластика звериного стиля. Он уникален. Я сразу увидел в этом огромный кладезь идей и реализовал несколько работ на тему скифского золота. На основе этих работ сувенирная компания «Empire» сделала посуду. А те работы, что вы видели на выставке, были неким продолжением темы, но уже с новым опытом и с новым уровнем мастерства.

 

– В студии я вижу работы Вашей мамы, сестры... Их много. И очень много цвета. В их работах цвет очевидно первичен и остается главенствующим. Как Вам удалось не попасть в плен цвета?

– Мне кажется, это случилось в порядке исключения. В семье цветовиков должен быть формист. Для меня всегда первичной была форма. Цвет был вторичен. Если у забавного персонажа были неоправданные формы, то я не видел цвета, мне не нравилась форма. А если персонаж был круто нарисован, с точеными, идеальными формами, то мне был безразличен его цвет. Я никогда не углублялся в понятие цвета, его оттенков, градаций. Я видел только форму. Эта заточенность на форму и привела к тому, что к цвету я пришел намного позже. Но и сейчас, когда я работаю с цветом, он идет только в поддержку формы.

 

– А в чем кайф огромного размера стены?

– Я могу предположить, что большие размеры и формы многим нравятся потому, что это престижно. Это круто, если тебе выпала возможность свою работу оставить на стене. Делаешь себе имя... Ну и удовольствие, восторг – работа на стене, и все видят.

Мне кайф от большой работы в том, что она большая. Я никогда не видел свою работу в таком огромном размере. И то, что ты собственноручно нарисовал каждый сантиметр... Это сносит крышу...

Когда мы закончили наш первый мурал, у меня было чувство: «Почему нельзя забрать домой? Я же так старался, делал работу». А ее нельзя забрать. Она теперь принадлежит городу.

 Mural 06

Работа над муралом «Кобыз». 2019

 

– Хотелось унести?

– Хотелось. Потом подумал, ну мы же так договорились, что ж теперь сделаешь. Так надо.

 

– Как преодолевается страх высоты?

 – Он довольно быстро проходит. Фокус внимания смещен на выполнение работы. И тело привыкает к обстоятельствам.

 

                Mural 07 1    Mural 07 2

Мурал «Кобыз». 2019. Алматы

 

– Какие самые большие технические сложности при работе над муралами?

– Самое сложное – это разметить рисунок. Нанести его пропорционально точно.

 

– И какие для этого используются приемы?

– Есть разные подходы. Самый точный и самый трудоемкий, когда стену разлиновывают по квадратам, и эскиз на бумаге тоже разлинован по квадратам. Потом рисунок каждого квадрата соответственно переносится с эскиза на стену.

Второй вариант – нанесения рисунка с помощью проектора. Но там есть нюансы. Проектор надо установить точно напротив стены. Если стена высокая и проектор бьет снизу, то будет искажение рисунка. В этом случае можно схитрить и в компьютерной программе исказить рисунок, чтобы при проецировании на стену искажение его выровняло. Минус такого способа в том, что работать можно только ночью. Ну и из-за света сам себе создаешь тень на стене. Приходится вытягивать руку, чтобы рисовать на открытом пространстве. Мой первый мурал «Саукеле» мы как раз делали таким способом.

А третий способ – это просто на глаз. Самый рисковый и безбашенный.

 

 Mural 08 1    Mural 08 2

Мурал «Саукеле». 2017. Алматы

 

– Этот способ самый распространенный?

– Нет, в основном с помощью проектора делают. Я один из немногих, кто пользуется первым способом.

 

– Видимо потому, что графический рисунок сложный и хочется сохранить все его элементы в точности?

– Вероятно. Хотя это не столь важно, потому что дальше идет импровизация. Я выставляю ориентировки согласно эскизу, а после этого я уже в свободном полете, и мне нужны только время и краска. «Кобыз» мы делали на глаз. Но там панельный дом. Не было смысла тратить время на разлиновку, я посчитал панели на стене и перенес их на эскиз.

 Mural 09

Мурал «Кобыз». 2019. Алматы

 

– То есть, если стена панельная или облицована плиткой, то это упрощает работу?

– На порядок проще. И этим надо пользоваться.

 

– Как решается выбор стены и городского пространства в Алматы? Что первично? Выбор стены, конкретный заказ, идея? Как это работает?

– Для моих муралов стены выбирали ребята из фонда «Дети рисуют мир». Они решали вопросы с акиматом.

 

– А поверхность стены имеет значение? Она же должна быть пригодна для работы?

– Да. И «Кобыз» должен был быть в районе Панфилова...

 

– А в итоге он находится в неприметном месте, на Шарипова, 120, напротив отеля «Double Tree by Hilton Almaty».

– Было две причины изменить место. Во-первых, стена в центре была непригодна для росписи, там все сыпалось. Ну а напротив отеля была пустая стена. И туда должны были приехать иностранные гости...

 

– У меня именно такое впечатление и возникло, что мурал сделан исключительно для отеля и его гостей. И о нем мало кто знает, кроме жильцов дома. Когда я фотографировала, мимо проходили два парня и девушка. Они там часто ходят, но никогда не замечали мурала и понятия не имели, что он там есть. Откровенно говоря, досадно. А ведь это один из самых интересных муралов в городе, на мой взгляд.

– Когда центральные стены закончатся придется перебираться и во дворы.

 

– Мне кажется, это будет еще очень нескоро. Я была в районе «Мамыр», квадрат между Шаляпина, Саина и Момышулы. Район начал застраиваться еще в 80-х... Там много жилых домов. И практически каждый дом – это скучнейший торец в девять и больше этажей. Я обратилась с вопросом к случайным прохожим, нравится ли им, когда стены разрисованы. И мне ответили, что это намного лучше, чем скучная серая стена. Я думаю, что имеет смысл более активно задействовать такие районы.

– Ну, все упирается в деньги.

 

– Кто оплачивает расходы по таким проектам? Используется городской бюджет или есть спонсоры?

– Точно не могу сказать. Вероятно, по-разному. Один из моих муралов спонсировал конкретный человек.

 

– Мурал – это взаимодействие с пространством городской среды. Если говорить о старом городе, где сохранилось много невысоких, в 2-4 этажа построек, камерных, уютных двориков, то они, в общем-то, не нуждаются в ярких красках граффити, в активном наполнении визуалкой. А вот в новых районах было бы вполне уместно улучшать городскую среду с помощью настенных росписей. Согласуются ли темы, сюжеты муралистов с окружающим пространством?

– Мне кажется художники не уходили так глубоко в этот вопрос. В моей работе чаще было так, что я предлагал что-то согласно требующимся критериям. Например, мне говорили, что работа должна быть в национальном стиле. Смотрели мои работы, видели их уникальность и просили сделать работу, передающую дух нации, тюркского мира.

 

 Mural 10

Мурал «Барс». 2018. Алматы

 

– А конкретно район и окружающая городская среда не обсуждались?

– Только в случае частных заказов. Если у компании есть определенный бренд, тогда идея разрабатывается под конкретный заказ.

 

– Такие работы строго заказные или в них есть ваша творческая индивидуальность? И где можно увидеть эти работы?

– Например, в ТРЦ «Форум», там много моих росписей. Я думаю, что получился хороший микс. Я работал согласно пожеланиям и, в то же время, выполнял эти работы максимально творчески, и мой стиль там узнается.

 

– Когда я искала в интернете информацию о Вашем творчестве, я просмотрела несколько видео о Ваших фестивальных муралах. Под одним из видео был такой комментарий: «Сколько еще можно мусолить эту псевдоэтнику? Что ни мурал, то кобыз, шанырак, тетка в саукеле и обильные орнаменты. Что, больше нет фантазии у художников, что ли»? Прокомментируйте, пожалуйста.

– Человек так видит. Возможно, сложилось такое впечатление об этнике. Я серьезно работал над тем, чтобы этнику преподнести иначе, не так как общепринято. Все упирается в то, что у многих стереотипное видение: верблюды, юрты. Я использовал мотивы искусства скифов, уникального звериного стиля. Возможно, написавший комментарий человек не понимает разницы, не видит, что это символизм с множеством подтекстов.

 Mural 11

Мурал «Тенгри». 2018. Алматы

 

– Что вас больше всего злит в работе с заказчиками?

– В первую очередь, когда хотят максимально урезать гонорар. Меня не напрягают многочисленные пожелания и критерии. По большому счету, мне не трудно сделать так, как им хочется. Их корректировки не задевают мое творческое самолюбие. Это они дают стену, они так видят, и считаться с их пожеланиями необходимо. Это деловой договор.

Но вот когда начинается «нет денег», что хотят то-то и то-то, но за две копейки... Представьте, приходит человек в автоцентр и просит продать ему «Лексус» по цене «Лады Калины». И кто в этой ситуации идиот?

 

– Что-то еще раздражает?

– Нередко можно услышать в свой адрес: «Он там стену красит». А ты сам кем работаешь, маркетологом? Но я же не называю тебя офисной крысой...

 

– Муралы, в том числе и фестивальные, сохраняются надолго, или что-то позже убирается, закрашивается?

– Я не слышал о том, чтобы закрасили работу или снесли дом, на котором был мурал.

 

– Пару слов о фестивалях. Кто организатор?

– Организация «Дети рисуют мир». Фестивали планировалось проводить каждый год. Начинать весной и заканчивать осенью. В прошлом году мы открыли фестиваль работой «Кобыз». Хотя это был не совсем фестиваль – просто официальное рисование на стенах. Фестиваль подразумевает празднество, много людей, уличные художники рисуют...

 

– Такого не было?

– Ни разу. Просто приглашаются художники. Они работают. А вокруг обычный день, люди идут по делам, машины едут...

 

– Местные и приезжие художники как-то общаются между собой в период фестиваля? Встречаются в конце рабочего дня, смотрят работы друг друга, что-то обсуждают? Так, как это бывало в мастерских...

– Я лично ни с кем не контактировал. Все работают. Я работаю. Мне кажется, общение, обсуждения ушли в прошлое. Раньше мы могли запросто пойти в гости к художникам, к писателям. Сейчас такого нет. Наверное, это связано с глобализацией. У людей сформировался другой менталитет под влиянием западной культуры. Там не принято так просто взять и пойти в гости.

 

– Но, мне кажется, оно ведь необходимо, творческое общение. Или для Вас достаточно семьи?

– В какой-то степени достаточно. Иногда испытываю желание пообщаться с ребятами своей фракции, но из другого племени. Есть ребята, у которых магазин с краской. К ним захожу, чтобы купить краску для работы, иногда просто по пути, пообщаться. Они меня приглашают, если что-то намечается.

 Mural 12

Фото: GAnna Yaroshenko

 

– А обсудить вопросы касающиеся искусства, эстетических взглядов?

– Вообще такого нет. Часто существуют разногласия. Хотя причина не в них. Просто нет желания об этом говорить.

 

– А проговорить какие-то творческие идеи? Часто ведь при общении возникают новые идеи...

– Бывает. Но я давно такого не испытывал. Мне кажется, это проистекает из необходимости подобного общения. Но у меня такой потребности нет. Сейчас у меня в творчестве период затишья.

 

– Поиск чего-то нового?

– Да.

 

– Мне очень повезло быть принятой в этой студии, и я очень Вам благодарна за эту встречу, за теплый, дружеский прием, за долгий и очень интересный разговор. Спасибо огромное.

 

 Mural 13

Фото: GAnna Yaroshenko

 

«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева
Берлинале 2025. Призеры
События
Берлинале 2025. Азия
События
Берлинале 2025. Америка
События
Опера никогда не обманывает
Берлинале 2025. Европа
События
Отогреться у «Замерзшего неба»
События
Алматы в объективе HUAWEI P60
События
Следуя за Лолитой
Герман Титов. Ощущение присутствия
События
Берлинале 2025. Призеры

«Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля 2025 года получила картина «Мечты (Секс, любовь)» режиссера Дага Йохана Хёугеруда (Норвегия).

Берлинале 2025. Азия

Азия представлена в главном конкурсе Берлинале 2025 года минимально – всего три фильма: два китайских – «Жизнь на Земле» Хо Мэна и «Девушки на проводе

Берлинале 2025. Америка

Америка, это, конечно же, прежде всего, звезды! В этом году на красной дорожке Берлинале побывали Тимоти Шаламе, который сыграл Боба Дилана в фильме «

Командировка в город снов

Во второй половине 1941 года столица Казахстана выдержала целое нашествие шумной и требовательной киноармии, поскольку непредсказуемые волны военной э

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева

В Алматы проживает и работает семья дизайнеров Ризабаевых-Вайн, объединенная в бренд этнической одежды и ювелирных изделий LATUHA. У бренда все больше

Опера никогда не обманывает

16 февраля 2025 года ведущий солист Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая, руководитель оперной труппы и педагог консерватории Нур

Следуя за Лолитой

Бывают на свете люди-светлячки, что летят на свет, и нам хочется следовать за ними, потому что путь указан верный. Такие люди вдохновляют, от них исхо

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы