Поэзия и правда: Казахстан глазами Берни Себе

Текст: АЛИМ САБИТОВ. Фото: БЕРНИ СЕБЕ

Что представляет собой сегодня, в эпоху цифрового фото, профессиональная фотография? Кем является профессиональный фотограф в ситуации, когда дети, едва научившись пользоваться фотокамерой, вмонтированной в трубку мобильной связи, выдают сплошь «шедевры фотографического искусства»? Я поневоле задавал себе эти вопросы и пытался отвечать на них, наблюдая за работой Берни Себе во время нашей совместной поездки по Южному Казахстану.

BS 01

Старый дом в Аральске. Так история встречается с сегодняшним днем.
Свидетель многих событий – старый двухэтажный дом оказался вписанным в контекст современной жизни независимого Казахстана.

 

Берни Себе – доктор философии, специалист по французской колонизации Северной Африки, сын выдающегося фотохудожника Алана Себе – поэта и певца Сахары, увлекшего своего ребенка страстью снимать бескрайние пески и небо над ними, научившего его часами ожидать нужного светового состояния, уподобляясь охотнику, ждущему желанную добычу.

Снимал ли Берни базар в Аральске или мавзолей Ходжа-Ахмета Яссауи, берега Сырдарьи или развалины старой крепости в Сауране, он всегда был предельно сосредоточен и как бы погружен в себя. Казалось, что мир вокруг него переставал существовать, а весь смысл его жизни сосредотачивался в небольшом ящичке с круглыми стеклами в нем.

BS 02

Базар в Аральске

BS 03

Автобусная остановка в Аральске

BS 04

Понтонный мост через Сырдарью на окраине Казалинска

 

Казахстан длительное время был лишен своего собственного визуального облика. Из зарубежного далека огромная территория девятой по размеру страны мира смутно виделась бескрайней степью-пустыней с миражом заснеженных вершин на горизонте. Советский Казахстан бравурной демонстрацией своих достижений сливался в одно целое с Россией – было непонятно, где заканчивается Россия и начинается Казахстан. Это был образ непрерывного победного шествия – полеты в космос, интенсивная разработка месторождений нефти и угля, строительство гигантских металлургических комбинатов, рекордные урожаи пшеницы – все это было показом общих достижений – и за всем этим скрадывались, делались невидимыми судьбы народа и казахстанской земли в двадцатом веке. Поэтому неудивительно, что с первых лет независимости стал формироваться визуальный облик страны. Казахстан обретает свое видимое лицо именно сейчас. Страна стала проявляться вовне, в том числе и красочными фотообразами. Фотографы как бы соревнуются друг с другом в показе наших красот.

BS 05

Разрушающийся старый дом в Казалинске наполнен аллюзиями давно ушедшей эпохи

BS 06

Мавзолей Коркыт-ата. Замечательный ансамбль работы выдающегося казахстанского архитектора Бека Ибраева произвел на Берни Себе сильное впечатление.
Он провел на комплексе большую фотосессию

BS 07

Портал Мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи

BS 08

Мавзолей в Шымкенте. Синее небо и кирпич телесного цвета – основное сочетание цветов в традиционной среднеазиатской архитектуре 

 

Фотомастер и ученый-историк Берни Себе вступил в это состязание, представляя «свой Казахстан». Внимательно наблюдая за жизнью людей, их повседневными делами, фотомастер фиксирует своеобразную вселенную казахов в запечатлеваемых им сценах повседневной жизни. Это спокойная, ровная поступь молодой страны, имеющей давнюю историю.

BS 09

Веселый ослик на фоне стен старого Саурана. Седая древность и сиюминутная действительность, они всегда рядом, всегда вместе

BS 10

Дорога на Раим. Тенистое дерево и арык, наполненный водой, – символы жизни в пустыне 

BS 11

Озеро Раимколь. На дальнем плане виден южный склон холма, на котором размещалась крепость Раим.
У его подножия располагается современный аул Раим, где проживает немногим более 300 человек.

BS 12

Озеро Раимколь. Мальчик помогал Берни Себе снимать окрестности поселка с лодки.
Его энтузиазм и привел к появлению этих замечательных фотографий.

 

Опираясь на опыт общения с Берни Себе, можно попытаться ответить на поставленный в начале этого эссе вопрос о том, что представляет собой профессиональный фотограф сегодня. Это историк и поэт, ученый и художник, фиксирующий знаки времени, знаки вечности, легко читающий контексты цивилизации и превращающий их в художественные образы. И, безусловно, это всегда яркая, по-настоящему интересная личность.

Опубликовано в Nomad-Kazakhstan №1/2 (53/54) 2014

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы