Alma Mater казахстанских художников
- Искусство
Текст: ВЛАДИМИР КАЗАКОВ. Фото: из архива автора
Время неумолимо мчит нас вперед, лишь изредка, на перепутье, позволяя нам приостановиться, оглянуться назад, в прошлое осмыслить и перенять для «новой» жизни его непреходящие ценности, сохранив, тем самым, преемственность поколений. 66 лет (80 лет в 2019 году – от ред.) прошло со дня образования Алма-Атинского художественного училища. С интересом и почтением к событиям и людям читаем мы сегодня архивные страницы времени, заложившего фундаментальные предпосылки для самоидентификации национального искусства в глобальном развитии человеческой культуры.
Размещаясь сначала в двух комнатах Союза художников, затем в зданиях на улице Пушкина и проспекте Абая, училище долгие годы было единственным художественным учебным заведением в республике, родными пенатами, духовным и профессиональным alma mater для нескольких поколений казахстанских художников. И настолько основательной была подготовка его выпускников, что они затем успешно поступали и оканчивали центральные и республиканские художественные, театрально-художественные и художественно-промышленные вузы страны.
С пополнением казахстанской художественной школы дипломированными специалистами обновлялся преподавательский состав училища, расширялись творческие Союзы художников и дизайнеров. Учреждения и организации культуры и искусства, народное хозяйство обеспечивались специалистами традиционных квалификаций, а также художниками-технологами, художниками-конструкторами, художниками декоративного и прикладного искусства. Многие воспитанники АХУ стали классиками изобразительного искусства – его заслуженными деятелями и народными художниками.
Художественные и художественно-промышленные выставки становились популярными, многочисленными и многолюдными. Искусство действительно принадлежало народу, выражало его интересы. Всюду нужны были художники: в учебных заведениях, театрах, на кино- и телестудиях, в издательствах и типографиях, на промышленных предприятиях, в проектных и научно-исследовательских организациях, изостудиях и художественно-промысловых артелях. Искусство, принадлежащее народу, корнями уходило в толщу широких трудящихся масс, объединяло и подымало массы на борьбу с фашизмом, на освоение целины и гигантские стройки, пробуждало в них художников и развивало их. И, как состоявшийся факт, было любимо ими.
Осознавая свою сопричастность к судьбе и жизни народа, искусство как в источнике черпало в народном опыте и традициях его мудрость и идеалы подлинной красоты. Такая взаимная заинтересованность рождала «общественный продукт» – культуру, уровень которой в СССР был неоспоримо высоким, совершенствовал гражданина и общество в целом и, таким образом, служил прогрессу. В исторических условиях нового века при определении насущной, так называемой национальной идеи вполне уместным и актуальным может быть суждение философа-просветителя Д. Дидро: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусств и ремесел».
Остановив заводы и фабрики, ликвидировав проектные и научно-исследовательские институты, бросив на произвол судьбы творческие Союзы, снизив уровень образования, мы перестали производить свой товар (промышленный и интеллектуальный) и, как результат, потеряли возможность содержать себя и свою, собственную культуру, заполняя образовавшуюся бездуховную и безнравственную пустоту лишь поделками чужеродной эрзац-культуры. И нельзя не согласиться с мнением (в одном из интервью) уже нашего современника – председателя правления Союза художников Казахстана Е. Мергенова: «Если государство сейчас же не обратит внимания на художественное образование, мы безнадежно отстанем в культурном отношении, не сможем вести равный диалог с человечеством. Больших мастеров просто не будет из-за отсутствия элементарной заботы общества о себе самом».
Опубликовано в Nomad-Kazakhstan №1 (1) 2005