Alma Mater казахстанских художников

Текст: ВЛАДИМИР КАЗАКОВ. Фото: из архива автора

Время неумолимо мчит нас вперед, лишь изредка, на перепутье, позволяя нам приостановиться, оглянуться назад, в прошлое осмыслить и перенять для «новой» жизни его непреходящие ценности, сохранив, тем самым, преемственность поколений. 66 лет (80 лет в 2019 году – от ред.) прошло со дня образования Алма-Атинского художественного училища. С интересом и почтением к событиям и людям читаем мы сегодня архивные страницы времени, заложившего фундаментальные предпосылки для самоидентификации национального искусства в глобальном развитии человеческой культуры.

AHU002

Размещаясь сначала в двух комнатах Союза художников, затем в зданиях на улице Пушкина и проспекте Абая, училище долгие годы было единственным художественным учебным заведением в республике, родными пенатами, духовным и профессиональным alma mater для нескольких поколений казахстанских художников. И настолько основательной была подготовка его выпускников, что они затем успешно поступали и оканчивали центральные и республиканские художественные, театрально-художественные и художественно-промышленные вузы страны.

С пополнением казахстанской художественной школы дипломированными специалистами обновлялся преподавательский состав училища, расширялись творческие Союзы художников и дизайнеров. Учреждения и организации культуры и искусства, народное хозяйство обеспечивались специалистами традиционных квалификаций, а также художниками-технологами, художниками-конструкторами, художниками декоративного и прикладного искусства. Многие воспитанники АХУ стали классиками изобразительного искусства – его заслуженными деятелями и народными художниками.

AHU001

Художественные и художественно-промышленные выставки становились популярными, многочисленными и многолюдными. Искусство действительно принадлежало народу, выражало его интересы. Всюду нужны были художники: в учебных заведениях, театрах, на кино- и телестудиях, в издательствах и типографиях, на промышленных предприятиях, в проектных и научно-исследовательских организациях, изостудиях и художественно-промысловых артелях. Искусство, принадлежащее народу, корнями уходило в толщу широких трудящихся масс, объединяло и подымало массы на борьбу с фашизмом, на освоение целины и гигантские стройки, пробуждало в них художников и развивало их. И, как состоявшийся факт, было любимо ими.

AHU003

Осознавая свою сопричастность к судьбе и жизни народа, искусство как в источнике черпало в народном опыте и традициях его мудрость и идеалы подлинной красоты. Такая взаимная заинтересованность рождала «общественный продукт» – культуру, уровень которой в СССР был неоспоримо высоким, совершенствовал гражданина и общество в целом и, таким образом, служил прогрессу. В исторических условиях нового века при определении насущной, так называемой национальной идеи вполне уместным и актуальным может быть суждение философа-просветителя Д. Дидро: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусств и ремесел».

Остановив заводы и фабрики, ликвидировав проектные и научно-исследовательские институты, бросив на произвол судьбы творческие Союзы, снизив уровень образования, мы перестали производить свой товар (промышленный и интеллектуальный) и, как результат, потеряли возможность содержать себя и свою, собственную культуру, заполняя образовавшуюся бездуховную и безнравственную пустоту лишь поделками чужеродной эрзац-культуры. И нельзя не согласиться с мнением (в одном из интервью) уже нашего современника – председателя правления Союза художников Казахстана Е. Мергенова: «Если государство сейчас же не обратит внимания на художественное образование, мы безнадежно отстанем в культурном отношении, не сможем вести равный диалог с человечеством. Больших мастеров просто не будет из-за отсутствия элементарной заботы общества о себе самом».

Опубликовано в Nomad-Kazakhstan №1 (1) 2005

Алматы в объективе HUAWEI P60
События
Следуя за Лолитой
Герман Титов. Ощущение присутствия
События
Командировка в город снов
Библейские книги на казахском языке
События
Всеволод Демидов. Чудеса возможны!
Altyn Art
Итоги киногода
Altyn Art
Бессмертная любовь Людвига ван Бетховена
Altyn Art
У каждого свое Макондо!
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!
События
Алматы в объективе HUAWEI P60

25 мая в Алматы компания «HUAWEI Device Казахстан» презентовала выставку мобильной фотографии, снятую известными казахстанскими фотографами на флагман

Герман Титов. Ощущение присутствия

27 января 2023 года в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева открылась персональная выставка Германа Титова «Ощущение присутствия», посвяще

Библейские книги на казахском языке

2022 год – исторический для Православной Церкви Казахстана: отмечается 150-летие учреждения Туркестанской епархии. В этом году под эгидой Православной

Командировка в город снов

Во второй половине 1941 года столица Казахстана выдержала целое нашествие шумной и требовательной киноармии, поскольку непредсказуемые волны военной э

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

Следуя за Лолитой

Бывают на свете люди-светлячки, что летят на свет, и нам хочется следовать за ними, потому что путь указан верный. Такие люди вдохновляют, от них исхо

Пять голов

Павел Яковлевич Зальцман (1912–1985) – заслуженный деятель искусств Казахстана. Творческую судьбу Зальцмана как художника-станковиста определило знако

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы