Художественный мир Нелли Бубэ
- Искусство
Текст: ЕКАТЕРИНА РЕЗНИКОВА
Творчество казахстанской художницы Нелли Бубэ отличают сюжетное и техническое разнообразие. Будучи увлеченной натурой, она всегда открыта экспериментам и поискам. Ее авторский стиль узнаваем и полюбился многим в Казахстане и за его пределами.
Сватовство. 2014. Смешанная техника. 44х104
Нелли пробует себя в различных темах, сюжетах, техниках, объединяя в произведениях прошлое и настоящее, Восток и Запад. Обширные тематические серии обращаются к древней истории, охватывая библейские притчи, повествуя о бытовом укладе кочевья, представляя восточные города Великого Шелкового пути.
Многообразие мира кочевника в произведениях Нелли Бубэ передано чередой ежедневных событий, отображающих размеренное течение жизни. Подготовка к встрече гостей и праздничный дастархан, угощение чаем и кумысом под плавную мелодию домбры, медитативный процесс ткачества и валяние шерсти, качание колыбели и тихие напевы… Композиции бытовых сцен, выстраиваясь в общую линию, создают лирическое повествование о повседневности, где неоценимо значение каждого мгновения.
Внимательное отношение к костюмам, головным уборам, предметам традиционного быта, щедро наполняющим композиции, создает атмосферу погружения в далекое прошлое казахского аула. Каждой работе предшествует значительный подготовительный этап, где очень важны эскизы, первичные наброски, поиск и анализ исторического материала.
Арарат. 2014. Смешанная техника. 51х64
Центр мира кочевника – юрта – уникальный передвижной дом, сферическая форма которого наглядно воплощает представления номада об устройстве Вселенной. Нелли постоянно обращается к изображению юрты, нередко совмещая в одном произведении ее внешний облик и интерьер.
Важнейшую роль в композициях играет орнамент, придающий им декоративность и национальный колорит. Орнаментальные мотивы в творчестве Нелли проявляются и в композиционном построении, и в характерной рефренности – использовании раппорта, и в осознанном упрощении изображения или сведении его к знаку-символу. Орнамент может быть центром композиции или вспомогательным элементом, но всегда несет в себе энергетический посыл благопожеланий.
Номадическая тематика является составляющей частью большого цикла произведений Бубэ, посвященного Востоку, куда входят и сюжеты о Великом Шелковом пути с его бесконечными вереницами караванов и великолепием многолюдных восточных базаров, наполненных пряными ароматами и изобилующих яркими красками. На приглушенном золотистом фоне яркими цветовыми акцентами выделены отдельные фигуры и детали. В глубине этого светоносного пространства царственно возвышается монохромная архитектура древних восточных городов, внося ощущение их вневременности, отстраненности от всего суетного, проходящего, сиюминутного. Любая фигура в картине имеет четкий абрис, выделяющий ее на светлом фоне, словно это вложенный в оправу драгоценный камень, и связь персонажа с окружающим пространством кажется нам несколько условной.
В некоторых работах художница использует приемы, характерные для средневековой книжной миниатюры, и даже элементы иконописной традиции: фризовые композиции, триптихи, локальные цвета, золотой фон, принцип складня.
Из цикла «Библейские притчи»
Увлечение иконой закономерно привело художницу к библейской теме, которую она реализовывала более десяти лет в тематическом цикле «Притчи Иисуса Христа». Здесь же были проиллюстрированы выборочные сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Основной акцент сделан не столько на религиозные, сколько на общечеловеческие ценности. В настоящее время в Норвегии успешно проходит двухлетний проект – экспозиция 56 произведений Нелли Бубэ, посвященных Священному Писанию.
Присущие почерку Нелли приемы – декоративность, плоскостность, орнаментальность, позволяют ее образам органично и легко ложиться на поверхность произведений декоративно-прикладного искусства, в частности, ставших популярными казахстанских сувениров: чашек, пиал, тарелок и т.п.
Постоянная тяга к поиску побуждает художницу экспериментировать с пространством и формой. Нередко изображению становится тесно в границах рамы, некоторые фрагменты «вырываются» за ее пределы, а возникшие пустоты встраиваются в образную конструкцию. В других случаях привычная прямоугольная форма картины видоизменяется, становясь сложным многоугольником или тондо.
Увлечение фактурностью побуждает Нелли не ограничиваться пределами плоскости и «выйти» в трехмерное пространство. Порой это проявляется на уровне деликатных фактур, подобных гобеленовому плетению, которые художница создает с помощью специальной пасты различной консистенции собственного изготовления. Но наступает момент, когда рельеф начинает главенствовать, подчиняя себе плоскость. Живописное пространство становится объемным. Краски, взаимодействуя с фоном, вступают с ним в созвучие, рождая свою особую музыкальность. Каждый компонент – цвет, фактура, форма – подобен инструменту, исполняющему свою партию, и взаимодействие отдельных мелодий рождает полифоническое звучание образа.
Солнце пустыни. 2012. Смешанная техника. 90х80
В 1998 году в галерее «Улар» состоялась персональная выставка произведений Бубэ, где художница обратилась к зооморфным мотивам, выполненным из металлических и деревянных предметов. Сознательный выбор автором нехудожественного отработанного материала подчеркивал экологическую направленность проекта. Сегодня, 16 лет спустя, после длительной работы с фигуративом, Нелли вернулась к теме той ранней выставки. Потребность уйти от привычных сюжетов и языка побудили художницу вновь поработать в однажды найденной оригинальной манере.
В начале 2014 года в галерее «ОЮ» состоялась персональная выставка Нелли Бубэ «Трансформация». Название проекта говорит о стремлении видоизменить собственное мировоззрение, взглянуть на привычные вещи по-новому. Вся жизнь, по убеждению автора, является непрерывной цепью трансформаций, видоизменений состояний, как внутренних, так и внешних. Об этом размышляет она в пространстве экспозиции.
Здесь прослеживается идея трансформации «ненужных» предметов в художественные объекты. Это призыв увидеть в старых отработанных вещах новую жизнь. Мысль не нова – экологическое художественное движение актуально во всем мире, с каждым годом оно становится популярнее.
Идея выставки родилась вследствие накопления в мастерской множества объектов: кусков фанеры, баллончиков, фрагментов кожи и пр., ставших основой произведений. Все работы были созданы в течение месяца – двадцать восемь произведений родились на одном дыхании. Важным моментом является информативность, присущая самому материалу. Он первичен, его форма и фактура, неожиданные совмещения «подсказывают» идею художественного замысла, который затем умело воплощается автором. Нередко в задумку проникает ироническое начало, юмор, тогда образы становятся забавными.
Шанырак. 2012. Смешанная техника. 86х57
Перед автором не стояла задача достоверного отображения мира – это скорее цепь вариативных ощущений, состояний, ассоциаций. В их основе изначально лежит игра с предметами, в которую Нелли призывает включиться своего зрителя. Несмотря на кажущуюся оторванность от реального мира, все произведения связаны с ним неразрывно. Здесь прослеживается отмеченное ранее бережное отношение художницы к традиции, являющейся важнейшей составляющей ее фигуративных работ. Соединение приемов коллажа, локальных цветовых сочетаний, плавных обтекаемых очертаний рождает геометрические орнаментальные композиции, в которых не сразу угадывается присутствующий в каждой картине сюжет. И, тем не менее, здесь в несколько иной форме вновь обыгрываются уже знакомые казахские национальные традиции и обряды: визит гостей, кокпар, свадьба. В произведениях постоянно возникают условные символические воплощения человека и элементов природы. Порой это изображения, словно сошедшие с наскальных рисунков. Иногда – стилизованные силуэты, облаченные в национальные одежды: казахские женщины в кимешеках, участники свадебного тоя в праздничных нарядах, «египтянки» в длинных одеяниях.
Свадьба. Правая часть триптиха. 2014. Смешанная техника. 56х88
Помимо человека, свой художественный мир Нелли Бубэ населяет множеством других обитателей. Тут можно встретить птицу, верблюда, оленя или барана. С ними соседствует забавный королевский пингвин, задумчиво устремивший взор в небеса. Очертания упрощены и минимизированы, формы сведены к знаку, как единице орнамента, рожденного фантазией художницы. Объекты неживой природы также являются важнейшими составляющими этого художественного мира. Символический образ небесного светила в виде шанырака или мировое древо – извечные архетипы, воплощающие гармонию природы и мудрость божественного замысла.
Юрта – излюбленный образ Бубэ в разные периоды творчества, возникает и в пространстве данной выставки – в виде интерактивного объекта «Гости издалека». В композиции художница использовала настоящие старые двери юрты, декорировав их и дополнив новыми элементами. В проеме она разместила вырезанные из фанеры цветные фигурки людей, невозмутимо восседающих на фоне живописного горного пейзажа. Автор создает символическое гармоничное пространство, населенное персонажами, вступающими во взаимодействие друг с другом и с собственной средой обитания. Они обрели смысл жизни и излучают спокойное счастье. Их камерный мир скрыт от посторонних глаз, если двери закрыты, но зрителям предоставлена уникальная возможность стать гостями этого мира, открыв «двери-ставни».
Помимо очевидно преобладающей номадической тематики, в пространстве выставки возникают произведения и на другие сюжеты. В серии «Египетские ночи» силуэты женщин в галабее и парандже строятся ритмическими цветовыми плоскостями, создающими ощущение приобщения к тайне, скрытой под покровом их одеяний. Алматинская осень представлена абстрактными формами, цветом и фактурой напоминающими опавшую листву. Игра в шахматы в композиции «Ход конем» предстает в виде наслоения фрагментарных цветовых плоскостей и образованных ими пустот со стилизованной центральной фигурой, которой, видимо, суждено сыграть решающую роль в исходе партии.
В пространстве выставки автору удалось гармонично объединить традиционные образы и экспериментальную подачу их воплощения. По убеждению Нелли, искусство должно быть наднациональным. Очевидно, что отдавая предпочтение казахским национальным мотивам, художница создает произведения, наполненные общечеловеческим смыслом, без строгой привязки к региону или вероисповеданию. И в этом главная ценность многообразной художественной Вселенной Нелли Бубэ.
Нэлли Бубэ
Арарат. 2014. Смешанная техника. 51х64
51х64. 2014
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/bube/5164.-2014.jpg
Бабушкин сундучок. 2014. Инсталляция
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/bube/babuskin sunduchok.jpg
Египетские ночи I. 2014. Смешанная техника. 124х59
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/bube/egiipetskie noch 1.jpg
Египетские ночи III. 2014. Смешанная техника. 124х59
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/bube/egiipetskie noch 3.jpg
Гости издалека. 2014. Инсталляция
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/bube/gosti iz daleka.jpg
Ход конем. 2014. Смешанная техника. 77х57
Кокпар. 2014. Смешанная техника. 59х124
Колесо мастерицы. 2014. Инсталляция
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/bube/koleso masterici.jpg
Шанырак. 2012. Смешанная техника. 86х57
Солнце пустыни. 2012. Смешанная техника. 90х80
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/bube/Solnce pustini.jpg
Свадьба. Центральная часть триптиха. 2014. Смешанная техника. 88х56
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/bube/svadba - center.jpg
Свадьба. Правая часть триптиха. 2014. Смешанная техника. 56х88
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/bube/Svadba - right.jpg
Сватовство. 2014. Смешанная техника. 44х104
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/bube/svatovstvo.jpg
Времена года. 2014. Смешанная техника. 185х98
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/bube/vremena goda.jpg
Египетские ночи II. 2014. Смешанная техника. 124х59
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/bube/egiipetskie noch 2.jpg
Опубликовано в журнале Nomad-Kazakhstan № 53-54 (1/2) 2014