Веретено
- Наследие
«Мир правит Всем через Всё» (Гераклит). Веретено – бытовой предмет, изготовленный из дерева, женский атрибут, предназначенный для прядения шерсти. Форма веретена – широкая «голова» и тонкий конец. Этот простой утилитарный предмет, издревле существовавший у многих народов, из века в век несет глубокий космогонический смысл. Основной метафизический контекст веретена – взаимопроникновение круга неба и эманации земли, как единой взаимодействующей субстанции. Веретено – атрибут Великой матери, Ткачих судьбы, образ Великой небесной пряхи, которая сучила бесконечную нить Вселенной.
Древние говорили: «Как внизу – так и вверху, как вверху – так и внизу».
Прядение – процесс скручивания, наматывания нитей судьбы, связанный в различных культурах с темой сырья (шерсть, руно, волос, лен, хлопок и т. д.). Пучок шерсти – модель первозданного хаоса, хрупкость человеческой жизни и тонкая нить, соединяющая с земным существованием. Вращение наматывает (организует), структурирует нити хаотического мира, олицетворяя жизнь, неумолимый бег времени, процесс созидания миров.
Символическое движение Вселенной как вращательный процесс присутствует в многочисленных верованиях и ритуалах, которые хранятся в реликтовой памяти многих народов: обход верующих священной Каабы, сокровенные танцы суфиев, глубокое выражение любви и заботы в казахском языке (айналайын – хожу вокруг тебя) означают один и тот же мистический сакральный смысл.
Космогонический код центрического начала в архаических культурах выражается как Железный столб, Мировая гора, Древо жизни, Яйцо Брахмы и т. д. В казахской традиционной культуре – это Темир казык, Ось Вселенной, нити, связывающие Время: «Три ли, семь ли, девять ли небес над Хангаем, по-разному поют тюрки. На самом высоком из них живет старая-старая женщина. И кружится весь мир от того, что кружится ее веретено. И днем и ночью, и зимой и летом – годы, столетия, целую вечность бежит эта нить, свивая Время. А внизу так же бесконечно бегут Онги, Идер и Орхон. И кружат Акбозат (Белый конь) и Кокбозат (Сизый конь) вокруг Золотого кола. И птицы улетают осенью и прилетают весной, замыкая годовой круг. И миры кочуют, кружатся по своим весенним, летним, осенним и зимним пастбищам. Вращаются белые и черные нити веретена, смешиваясь в пестрый клубок; сменяя друг друга, сливаясь в вечность, бегут белые и черные дни. А внизу все так же бесконечно бегут Онги, Идер и Орхон».
Сакральные танцы суфиев, церемония вращения ордена дервишей восходят к вдохновению, пришедшему к великому персидскому мистику Джалал ад-Дину Руми, открывшему и проявившему через мистический танец сокровенные тайны мира. Вдохновителем Руми был его друг – Шамс Табризи. В литературе он известен под прозвищем «зардуз», что по-персидски означает «вышивающий золотой нитью». Его сакральное имя – Хэйт (нить, шнурок) – связано с паутиной и мельчайшими частицами, которые кажутся танцующими в лучах солнца. Танцы кружащихся дервишей были изначально храмовым ритуалом, действием посвященных. Чтобы быть допущенным, монах три года проводил в молитве, аскезе. Первый год служил ближним, второй – Богу, третий посвящал совершенствованию своего духа. Хусейн ибн Мансур аль-Халладис подобно многим адептам в качестве псевдонима выбрал название профессии – Халладис (чесальщик шерсти или хлопка). Суфии всегда выбирали имена профессий, которые могли (благодаря двойному значению) служить указанием на суфийские функции. Суфийская сама – вращающаяся искра, постижение тайны озарения таджалли. Вращение в суфизме как молитва, медитация помогает искателю достичь гармонии с внутренним миром и мистической реальностью в своем «тайном саду».
В пантеоне синкретических сект в Китае запечатлены представления о предельной реальности и творческом процессе мироздания. Это культ Нерожденной Праматери (Умэн Лаому), которая отождествлялась с беспредельной и подлинной пустотой. Считалось, что Нерожденная Праматерь породила космические стихии, установила первичное небо, первозданный хаос. Она противопоставила хаос позднему небу – миру форм. Нерожденная Праматерь повелевает, создает из хаоса космос. Творцом же мира является древний Будда небесной подлинности. Нерожденная Праматерь не творит, а пронизывает все сущее. Будучи абсолютно иной она в силу самоотрицающей природы пустоты преодолевает рамки метафизического бытия и как бы возвращается в мир. Пустота – символ предельной цельности и полноты бытия. Это пустота утробы матери мира, вмещающая в себя и вскармливающая все сущее, пустота колесной втулки, держащей колесо мирового круговорота, пустота кузнечного меха, производящего движение. Пустота подобна паузе, движущей силы, формирующей ритм.
Нерожденная Праматерь подобна Богоматери, которая созидает мир рождением Спасителя. В средневековой иконографии встреча Архангела и Марии происходит в момент ее работы над пурпурной тканью для Иерусалимского храма, что является символом зарождающейся плоти Христа, которая «ткется» в чреве матери, как пурпурная пряжа. В изображении Благовещения среди различных символических предметов нередко встречается образ веретена, либо различные мотивы ткани, что олицетворяет жизнь, непрерывное течение времени и переход из одного мира в другой.
В индуизме созидательные бытие и природа – два аспекта Брахмы, который вечен. Он есть воплощение творческого принципа существования, персонализация абсолюта, как высшего объективного начала уплотнения, из которого возник сотворенный мир. Когда Брахма проявляет себя, он переходит в состояние Пуруши (главенствующего бытия) и в состояние Пракрити (исполнительной силы). Оба они служат осуществлению намерения Брахмы в проецировании этого мира из его обширного бытия. Их взаимодействие – та ось, на которой вращается все движения мироздания. Пуруша пребывает как сущее, и Пракрити пребывает в Брахме как сознательная сила.
Гипотеза целостности, управляемости и разумного начала Вселенной с незапамятных времен существует и в развитии философской мысли.
Платон в «Тимее» создает прекрасный «подвижный образ вечности»: «Пожелав, чтобы все было хорошо, а худого по возможности ничего не было, Бог таким образом все подлежащее зрению, что застал не в состоянии покоя, а в нестройном и беспорядочном движении, из беспорядка привел в порядок, полагая что последний всячески лучше первого… поэтому замыслил он сотворить некое движущее подобие вечности; устрояя небо, он вместе с ним творит для вечности, пребывающем и в едином, вечный же образ, движущийся, от числа к числу, который мы назвали временем». Творец у Платона не создал мир из ничего, а как бы перестроил из имеющегося материала.
Аристотель говорил, что есть нечто, что порождает движение и это нечто является самой неподвижной вечной субстанцией, неким неподвижным двигателем: «…есть вечная неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей субстанция… Эта субстанция не может иметь какую-либо величину, она лишена частей и неделима…. Эта субстанция не подвержена ничему, ибо все другие движения – нечто последующее по отношению к пространственному движению».
Декарт разработал свою теорию образования вихрей. Лейбниц верил, что Вселенная самопроизвольно порождает бесконечное число монад, между которыми существует предустановленная гармония, производящая видимость взаимодействия.
Картину вселенской космогонии уверенными мазками изображают греческие философы досократики. Анаксимандр говорил, что существует движение, в процессе которого произошло образование миров.
Гераклит твердо стоял на всеобщем равенстве вещей, одинаково переходящих одна в другую, созданных хаосом и войной и погибающих в этом хаосе и войне, где субстанцию Вселенной пронизывает «логос», из которого возникает «мера» изначального круга времени. Его «огненный логос» ритмически охватывает все становления, в котором вещи равны перед вечной стихией периодически возникающего и погибающего космоса: «Из космического хаоса вечно вырастает также и гармония вселенского ритма бытия, все оформленное, живое, поражающее редкостью своих очертаний и скульптурной формой своих проявлений». Говоря «о прекраснейшем строе мира», мировом порядке, тождественном для всего сущего, Гераклит устранил из мира покой и неподвижность.
Анаксагор учил об абстрактно-всеобщем характере бытия, чистом, несмешанном «уме», находящемся вне материи и способствующий формированию этой материи: «Он (ум) – тончайшая и чистейшая из всех вещей, он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. И над всеобщим вращением господствует, как над большим, так и над меньшим, господствует «ум», от которого это круговое движение наметило начало».
В тумане метафизики греческой философии, выделяются атомисты Левкипп и Демокрит. Они полагали, что все состоит из атомов, и пространство между атомами неделимо и неразрушимо. Они дали математически точное определение мирового хаоса, как упорядоченного движения атомов в пространстве вселенской пустоты: «В течении атомов находится некая живая духовная сила».
Теория Левкиппа и Демокрита наиболее приближены к научным открытиям ученых Нового времени.
Современная научная мысль придерживается непрерывных динамических процессов природы космического пространства.
В обобщенном и упрощенном варианте это звучит так: физический вакуум – прародина Вселенной, но ничего статического не существует, все находится в нескончаемом ритмическом движении под действием центробежных и центростремительных сил. Фотоны, нейтрино, протоны, электроны, атомы. Все во Вселенной, включая звезды, планеты, галактики, квазары, все мироздание управляется из единого центра, имеет свою ось и вращается вокруг своей оси.
Вселенная имеет тороидальную модель и подобна однажды кем-то запущенному механизму. Процесс вращения создает пространственные гравитационные, торсионные поля (лат. torsio – кружение).
«Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». В этих вихрях в определенных условиях образуется упругая среда, которую древние называли Акаша. С девятнадцатого века научная терминология этого значения – Эфир. Акаша в переводе с санскрита – Невидимое небо, Первоначальный импульс, Начало проявления, Всепроникающая среда. В Пуранах сказано, что Акаша – это звук, символ Логоса. Эфир (физический вакуум, скалярное поле, поле хиггса) – это субстанция, в которой заключается вечная мыслеоснова Вселенной. В ее изменяющихся аспектах излучается Логос, или выраженная Мысль. Эфирные вихри формируют частицы Первоматерии; весь мир соткан из Первоматерии. Невидимые нити Первоматерии можно узнать по стройной системе атомов и молекул, которых держит ее всепроникающая структура. Вселенская материя превращается в энергию, энергия – в материю, способствуя непрерывному расширению космического бытия.
Танцуют все! Любой вид непрерывного вращения подключается к мировой системе торсионных полей, заряжаясь энергией метафизических миров, символизируя жизнь, движение времени, являясь зримым структурированием мирового хаоса в порядок. Это непрекращающийся, вечный космический танец, за которым стоит никому не известный таинственный автор.
«Маятник говорил мне, что, хотя выражается все: Земной шар, Солнечная система, туманности, черные дыры и любые порождения грандиозной космической системы, от первых эонов до самой липучей материи, – существует только одна точка, ось, некий шампур, Занебесный Штырь, позволяющий остальному миру обращаться около себя». (Умберто Эко, «Маятник Фуко»).
ЛИТЕРАТУРА
- Турсунов Е., Жанабаев К. Звездная Песнь Серебристой Волчицы. –Рух-Мирас, 2005.
- Волков В. Синкретические религии в Китае // Религии мира. – Наука, 1994.
- Малявин В. В., Виногродский Б. Б. Антология даосской философии. – Москва: Клышников-Комаров и К, 1994.
- Идрис Шах. Суфизм. – Москва: Клышников-Комаров и К, 1994.
- Платон. Тимей. Перевод С. Аверенцева. – Мысль, 1994.
- Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – 1994
- Библия. Бытие 1:2.
- Темирбулатов Т. Законы устройства мира. – Москва, 2017.
- Рассел Б. История западной философии. – Москва, 2010.
- Эко У. Маятник Фуко. Перевод Е. Костюкович. – АСТ, 2011.