Тобет. Собака на вершине холма
- Наследие
Текст: Фото:www.tobet.kz
...Слепив из глины Человека, Господь отправился за душой, оставив свое творение под охраной Собаки. Шайтан задумал уничтожить то, что было создано Богом. Но Собака не подпустила его. Разозлившись, Шайтан направил на Собаку ледяной ветер. Собака не была в ту пору защищена шерстью и застыла от холода. Шайтан не успел уничтожить Человека и лишь несколько раз плюнул на него, насылая болезни и невзгоды. Вернувшись, Господь прогнал Шайтана. Он вложил в Человека душу, а Собаку за верную службу одарил теплой шерстью.
Тобет – порода, которая издревле использовалась казахскими охотниками и чабанами. Предком тобета, как и всех мастифообразных собак, в том числе тибетского дога, первые известия о котором датируются 1121 годом до н. э., по мнению ученых, является так называемая «собака Иностранцева» (30-40 лет до н. э.). Ее останки находят на территории от Восточной Европы до Дальнего Востока по линии предледниковой климатической зоны. Предки тюрков, осваивавшие скотоводство в этих местах, впервые приручили мастифов и стали применять их для охраны своих стад. В ходе многочисленных завоевательных походов, начиная от гуннского порабощения Европы и заканчивая экспансией, которую проводили Чингисхан и Тимур на запад и восток, мастифы вместе со своими хозяевами расселились на огромных просторах Евразии. Тюрки и прочие народы оказывали друг на друга взаимовлияние и смешивались, то же самое можно сказать и о домашних животных.
Марко Поло, описывая в XIII веке быт наших предков, не обошел вниманием и собак. «Огромные – размером с осла. Применяются в охране, охоте на диких животных и в качестве тягловой силы». В чагатайском улусе путешественник увидел волкодавов при дворе хана. Их разведением заведовали два брата хана, собаки содержались в количестве 10 тысяч голов. Столь серьезное культивирование волкодавов было обусловлено вовсе не ханскими амбициями, а жесткими требованиями, которые выдвигал кочевой образ жизни.
Основное богатство кочевников заключалось в стадах различного скота, которые находились круглый год под открытым небом в условиях сурового климата. Тобетам досталась не самая легкая участь: пасти и защищать овец по бескрайним степям, не взирая на сорокоградусную жару или мороз. Поэтому, тобеты и входили в число семи основных сокровищ кочевника – жена, дети, жилище, конь, оружие, овцы и собака.
Тобет имеет характерный окрас: черный, бурый, серый, изредка рыжий с белым подпалом. У него необычный шерстный покров. В любую погоду, едва обсохнув, тобет чист, грязь не держится на его шерсти. Густой подшерсток позволяет собаке приспосабливаться и к суровым зимам, и к знойному лету. Отличительной чертой породы является наличие над глазами светлых пятен, за что собаку называют четырехглазой. Высота тобета в холке достигает в среднем 74 см, вес колеблется от 50 до 60 кг.
Пожалуй, главное отличие тобета от всех других собак – абсолютное бесстрашие перед главным врагом пастуха – волком. Если, к примеру, поблизости от стада окажется волк, тобет самостоятельно собьет все стадо и бесстрашно кинется на хищника. У него есть своя, особенная, техника борьбы с волком, которому тобет, как правило, ломает шею.
Практически для всех собак волк – это дикий зверь, хищник. Поэтому они его просто боятся. Но только не тобет! Ведь он сам – почти полудикая собака. Для тобета волк – это равный противник, он ему знаком и потому не страшен.
Трудно сказать, откуда появилось название «тобет», возможно, от казахского выражения «тобедежатканит» – собака, лежащая на возвышенности. Она, действительно, любит полежать и поспать, особенно на каком-нибудь холме. Но недаром же ее называют четырехглазой. Даже в дреме она следит за обстановкой.
Тобет – молчун, практически не создает шума, не лает без причины, как того и требует кочевая жизнь. Представьте, казахский аул с бесчисленным количеством юрт. Возле них постоянно бегают дети, где-то поблизости сушится мясо. Если собака хотя бы раз могла кинуться на ребенка или своровать еду, ее сразу убивали. На протяжении веков у этих собак искореняли агрессию к людям. Хотя это вовсе не означает, что тобет не способен защитить своего хозяина или его имущество!
У этой собаки есть и своя отработанная техника охоты. Как правило, тобет работает в паре с другой казахской собакой – тазы. На охоте все функции четко распределены. Тазы догоняет добычу, все остальное делает уже тобет. Причем на охоте тобета не надо ни подгонять, ни натравливать. Тобет мирно сосуществует с другими собаками. Может огрызнуться с тазы, но никогда не будет драться. Потому что знает, тазы – его напарник в борьбе против волка.
Это собака с ярко выраженным социальным поведением. Вопрос первенства решается путем борьбы, по благородным, установленным природой правилам, практически никогда не заканчивающейся смертью. В результате, каждая особь занимает свое положение в стае и выполняет свои обязанности. Обладая для собаки высочайшим интеллектом, тобет способен оценивать любую сложившуюся ситуацию и самостоятельно принимать решения. В общении с человеком тобет независим, ненавязчив и предан. Ведет себя на равных, является человеку другом, или, если так можно выразиться, партнером, а не слугой, как собаки большинства других пород.
Настоящий тобет помогает чабану, кочует вместе с ним, охраняет джайляу и зимовку, загрызает волков. С исчезновением кочевого образа жизни этой древнейшей породе наступает конец. Сейчас чистокровных тобетов в Казахстане практически не осталось. Еще в середине прошлого века такую собаку можно было встретить в любом казахском ауле, где она выполняла роль сторожа и домашнего пастуха.
Но это именно «было». В 1961–1963 годах собак этой породы изучала специальная экспедиция, участники которой только в южных областях республики насчитали 18 425 пастушеских псов. Сейчас же тобеты встречаются единично, и лишь в Шымкентской, Жамбылской и Кызылординской областях. А общее их количество, вместе с метисами, не превышает 100 особей. Порода размывается и исчезает. Часть тобетов вывезена в азиатские страны (Афганистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизию). Здесь их до сих пор называют «казак ит» или, по окрасу, «алабай», что значит «пятнистый». Тобетов, вывезенных в Россию, Украину и на Кавказ для собачьих боев, стали называть «среднеазиатской овчаркой». Под этим именем тобеты и вошли в международные классификаторы. Возрождение тобетов как национального достояния и внесение его в международные классификаторы с исконным казахским названием «тобет» очень важно. В этом не обойтись без государственной поддержки. Нужно собрать поголовье, проводить профессиональную племенную работу, вывозить собак на международные выставки, пропагандировать породу. И, конечно же, внедрять ее в естественные места обитания.
Тобеты веками переживали вместе с людьми джуты и засухи, нашествия волков и разбойников, успешно справлялись с защитой хозяйского скота и жилища и добыванием дичи. Они помогали бескорыстно, зачастую рискуя собственной жизнью. Они прошли и испытания, посланные нам последним столетием – потрясения революции, голод 30-х годов, лихую военную пору, постепенно становились все более популярными и многочисленными. Но сейчас, подойдя к периоду новых социальных преобразований, они оказались фактически брошенными на произвол судьбы, теми, для кого жили. Ухудшившиеся экономические условия, утрата национальных традиций использования, содержания и разведения, крайне слабая племенная работа и мизерная роль питомников ставят под угрозу существование тобетов. А ведь исчезновение любой из пород домашних животных – это не только оскудение генофонда планеты, но и утрата составляющих национального достояния, ибо каждая из них – своеобразный живой памятник культуры и цивилизации народа, ее создавшего и сохранившего до настоящего времени.
Опубликовано в Nomad-Kazakhstan №6 (30) 2009 / 1 (31) 2010