Всеволод Демидов. Чудеса возможны!
- Altyn Art
Текст: ЕКАТЕРИНА РЕЗНИКОВА. Фото: ЛОЛИТА РИЗАБАЕВА
Среди современных участников казахстанского арт-процесса есть один художник-волшебник. Имя его Сева Демидов. Он обладает уникальной способностью преображать и наполнять творческой энергией все, с чем соприкасается, будь то самые разнообразные повседневные предметы, чайники, шляпы и даже он сам. Себя он представляет так: Водимед (зеркальное написание фамилии), Местный инопланетянин, Чайловек, Художник, График, Волшебник, Артизан, Шляпник, Городская легенда, Чудожник. От себя добавлю, что он еще счастливый человек и мудрец.
За без малого тридцатилетнюю творческую деятельность он стал известен широкой аудитории благодаря своим ярким запоминающимся акциям, инсталляциям, перформансам, а также многочисленным выставкам и проектам. Кстати, однажды, перестав тешить свое эго, он остановил подсчет персональных выставок, просто каждый день жизни наполняя искусством и находя в этом призвание и удовольствие.
ЧайLOVEк. 2020
Творческая разноплановость Севы проявляется в смешении языков изобразительного и прикладного искусства, в стирании границ художественного и нехудожественного, в способности превращать в творческий процесс все без исключения – от декора одежды до приготовления пищи. Главное правило состоит в полном отсутствии правил. Творчество уподобляется алхимии, открывая художнику возможности безграничного проявления фантазии. Бесполезные с точки зрения обывателя мелочи – пуговицы и монеты, ракушки и часовые циферблаты, ключи и бусины, ленты и колокольчики, кусочки меха и ткани, детали электрических аппаратов – обретают вторую жизнь и новые смыслы. В процессе соединения этих «осколков повседневности», умея увидеть их ценность и значимость, Сева создает оригинальные художественные и философские объекты, которые обретают необычные свойства и неожиданное предназначение.
#яЕстьГриб. 2020
Так рождаются чайники из тыквянок для заваривания пустоты, шляпы и расписные майки для обретения счастья и гармонии, заряженные на удачу кожаные и латунные аксессуары, бесконечное множество наполненных позитивом амулетов и арткрыток. Будучи центром созидательной энергии, генератором и воплотителем идей, Сева создает вокруг себя ауру радости и счастья, которые неизменно возникают при соприкосновении с его предметами. Соприкосновение – не образный оборот речи – произведения Демидова нуждаются в прямом активном взаимодействии зрителя с ними, именно так они обретают магическую чудесную силу. Сева убежден, что в искусстве процесс важнее результата. Благодаря живому контакту с произведением происходит смена роли с пассивного наблюдателя на активного деятеля – так рождается энергия со-творения, со-переживания, со-прикосновения. В поиске «своего» прочтения и интерпретации авторского замысла зритель становится соавтором художника, создавая пространство смысловых вариантов.
Шаманифик. 2020
Каждое произведение наполняется множеством декоративных, орнаментальных и символических элементов, порождая поле многочисленных ассоциаций. Множество говорящих деталей увлекает в символическое путешествие. Марки становятся знаком почтовых посланий в вечность. Перышки, отсылая к образу свободных пернатых посланников, связывают мир земной с небесным. Старые ключи открывают тайны мироздания, словно двери. Рукотворные монеты становятся обозначением не мнимых, но истинных ценностей. Знаки-письмена, подобные древним рунам, раскрывают зашифрованные ключи к пониманию смысла жизни и творчества. Этнические орнаментальные мотивы отсылают к первобытным языческим культам. Древние архетипы: образы мирового древа, спираль солнечного диска, всевидящее око – неизменные спутники творчества Демидова – обладают сакральными магическими свойствами, не теряя актуальности и в наше время. Каждый элемент органично вплетается в общую канву повествования, превращая рукотворный объект в многослойное повествование с игровыми, ироничными, художественными подтекстами.
Колпаковской. 2020
Корона Выдох. 2020
Тема странствий проходит сквозной линией через творчество Демидова, утверждающего, что можно совершать путешествия, не выходя из дома. Географические границы для Севы – человека мира – являются некоей условностью. Самое увлекательное и непознанное – сам человек. Искусство Всеволода направлено на самопознание, ему важнее и интереснее бороздить просторы не внешние, но внутренние. Художник убежден, что это доступно каждому, кто сколько-нибудь обладает воображением, то есть всем. Для перемещения в пространстве и времени могут использоваться самые разнообразные транспортные средства. Чаще всего это разнообразные морские суда (детская мечта о мореплавании) – ладьи и барки, кораблики и лодки, способные преодолевать расстояния по воде, земле и небу. При необходимости они снабжаются крыльями или колесами, дабы ничто не препятствовало свободе их перемещения. Чтобы не сбиться с курса, художник создает подсказывающие верный путь карты, маршруты и компасы, направляющие в сложных лабиринтах, наполненных таинственными письменами и абстрактными знаками. И, наконец, на удачу над фрегатом гордо воспарил авторский флаг – гарант успешного путешествия во времени и пространстве, в которое приглашаются все желающие.
Пиратствующий ARTиZан. 2020
Поваритель. 2020
При создании любого объекта художник внимательно изучает исходную форму, фактуру, материал, цвет. Опираясь на эти «подсказки», художник сохраняет их уникальные характеристики в финальном воплощении. Готовый предмет собирается из фрагментов по принципу конструктора. Задача художника – настроиться на волну вдохновения, верно прочитать ассоциации и создать нечто неповторимое. Процесс творчества – это таинство, источник которого неизвестен. Но именно это волшебство, соединяясь с творческой энергией создателя, порождает прекрасные творения.
Социальный сперматозоид. 2020
Так рождаются уникальные головные уборы, иронично названные художником «третье полушарие». Этот период своей жизни Сева окрестил «шапочная эпопея». Шляпы идеально подходят для сокращения дистанции между зрителем и арт-объектом, ведь именно в этот момент предметы наполняются энергией жизни. Надев головной убор, можно не только почувствовать себя «внутри» него, это еще и способ изменить свой облик и качественное состояние. Шапки, как и чайники, превращаются в одухотворенные персонифицированные сущности, в каждой из которых ярко проявляется неповторимый характер и яркая индивидуальность. Юмор и мастерство, оригинальный дизайн и провокационные фасоны становятся неотъемлемыми составляющими этих эксклюзивных предметов гардероба. Так рождается «Многоженец» с эффектными ветвистыми рогами, шапка-чайник со шнурочной струйкой из носика, «Байтерек» с очевидной отсылкой к символу Казахстана, «Меломан» с виниловым диском, корова-кормилица с выдающимся выменем, колпак шамана, шапка призера «ЧайLOVEк года» и многие-многие другие. Дерзкие и забавные, кокетливые и изящные, строгие и хулиганские – каждая шляпа создана для своего обладателя, главное – примерить и найти свой головной убор для обретения гармонии и счастья.
Корона Вдох… 2020
Котелок, вари! 2020
Хвостенко. 2020
#моя Ямайка. 2020
ЧайLOVEк года. 2020
В стремлении объять необъятное художник увлекает окружающих в бездонный океан фантазии, создает праздник в ежедневной рутине, наполняет жизнь яркими красками и живой энергией. Характерная синтетичность и эклектичность искусства Демидова соединяет древность и современность, прошлое и будущее, Восток и Запад, дизайн и ремесло, природные стихии и технологичность, большое и малое. Это присутствует во всех рукотворных предметах, как и еще одна важнейшая составляющая. Во всех его произведениях есть частица волшебства в стремлении сделать мир чуточку лучше и светлее. Ибо, по мнению Севы Демидова, чудеса возможны.
Тишук ARTишук и Папа-табурет. 2020
Опубликовано в журнале Altyn-Art №4 (4) 2020