Старинные атрибуты женского наряда

Текст: УМИТКАН АЯЗБЕКОВА

Казахские женские ювелирные украшения, созданные мастерами-зергерами, когда-то пользовались большим спросом, который определялся не только красотой, но и символической значимостью, связанной с народными обычаями, обрядами, религиозными представлениями.

Sergi 01

Шашбау. ХХ в. Мангышлакская область.
Металл белого цвета, монеты, штамп, плетение. Длина 43. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Количество украшений и их декоративная насыщенность зависели от возраста. Важной деталью в колоритном наряде казашки были серьги. Они считались древнейшим оберегом, поэтому носили их с раннего детства и на протяжении всей жизни. Малышкам прокалывали ушки с трех-пяти лет и надевали скромные сережки. С 12 лет, что тогда уже считалось периодом совершеннолетия, девочки носили более разнообразный набор украшений.

Sergi 02

Серьги. ХIХ в. Чимкентская область.
Металл белого цвета, штамп, чеканка. 4,5х3,6. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Основное отличие серег от других ювелирных изделий – они выпускались в паре. Но не всегда – долгожданному мальчику надевали одну серьгу. Возможно, это связано с давними представлениями саков и скифов о роли и статусе единственных наследных принцев-мальчиков.

В советский период традиционные женские украшения, в том числе и серьги, почти вышли из употребления. Они сохранились лишь у старшего поколения, как память и реликвия прошлых эпох. Большинство этих изделий нашли свое достойное место в музеях. Однако в конце 80-х и в 90-е годы прошлого столетия интерес к национальным украшениям стал возрождаться. С обретением независимости изменилось отношение казахов к этой составляющей национальной культуры – женским украшениям, которые с давних пор считались, к тому же, оберегом.

Sergi 03

Серьги. ХХ в. Кустанайская область.
Серебро, кораллы, скань, зернь, гнутье. 11х3,5. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Особо желанными оказались плоские серьги разных форм. Постоянно носимыми стали изящные филигранные серьги «лунницы» (ай сырга), успехом пользуются «салпыншак сырга» в виде двухъярусной подвески, с густой проволочной бахромой звучные «конырау» (бубенчики), серьги со вставными камнями, которые, по поверью народа, наделены чудодейственной силой. От них веет теплом старины, которая хранит память о тех, кто некогда был владельцем этих прекрасных изделий.

Sergi 04

Серьги. ХХ в. Актюбинская область.
Серебро, кораллы, стекло, паста, резьба, штамп, гнутье, плетение. 10,5х2,3. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Кроме серег, особым женским атрибутом были разнообразные украшения для волос. По сравнению с серьгами и браслетами, кольцами и перстнями в настоящее время сейчас они являются редкостью, и встретить их можно только в фондах музеев.

Девочки до совершеннолетия носили скромные украшения для кос, девушки на выданье – роскошные подвески. Для свадебного наряда невесты украшения заказывали лучшему ювелиру, работа которого отличалась изяществом и богатством отделки. Чем старше становилась женщина, тем проще – ее украшения, а накосники чаще заменялись ключами или камнями.

Шолпы и шаш тенге (монеты для волос) подвешивались к концам кос. Монеты, ажурные медальоны со вставкой из сердолика, перламутровые бляхи соединялись в один-три ряда. При движении подвески издавали мелодичный звон. По народному поверью шум подвесок отпугивал нечистую силу.

Sergi 05

Шолпы. II половина ХХ в. Семипалатинская область.
Серебро, монеты, сердолик, зернь, филигрань. 24х7,2. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Шашбау (шнур для волос) имели весьма незатейливую конструкцию. Длинная сложного плетения цепочка (часто двойная или тройная), лента с нашитыми монетками, вплетенная в густую косу, заканчивалась пышными шелковыми кистями или серебряными подвесками. Шашбау крепились у основания кос и спускались до самых их кончиков, подчеркивая длину волос.

Sergi 06

Шашбау. Начало ХХ в. Кызыл-Ординская область.
Металл белого цвета, зернь, штамп, плетение. Длина 68. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Желкелик или шашкерме крепились на затылке и считались сугубо девичьим украшением. Чтобы предохранить волосы от суровых климатических условий, использовались матерчатые чехлы для кос – шашкап, украшенные позументом, ювелирными украшениями, вышивкой.

Изготавливались серьги и накосники в основном из серебра, обладавшего по представлению казахов магическими свойствами, со вставками из сердолика, бирюзы, кораллов, перламутра, стеклоплавов. Неистощима была фантазия зергеров в создании форм и декора, в использовании разных техник исполнения: ковки и литья, штамповки и чеканки, гравировки и сквозной резьбы, скани и зерни, чернения и эмали.

Sergi 07

Серьги. ХХ в. Северный Казахстан.
Серебро, бирюза, филигрань, скань. 9,8х3,6. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Изделия различных регионов Казахстана имели свои характерные черты.

Украшения Западного Казахстана характеризуются монументальностью и строгостью стиля, крупными и геометризованными формами. В основе декора – вставки из сердолика и геометрический узор из ложной зерни. Распространены также скань, или филигрань, – узоры, образуемые из тонкой проволоки.

Ювелирным изделиям Южного Казахстана свойственно обилие звенящих подвесок и формы, составленные из многих частей. Характерно введение в декор голубой эмали, цветных стекол, позолоты и бирюзы.

Sergi 08

Шашбау. Конец ХIХ в. Чимкентская область.
Металл белого цвета, эмаль, штамп, гнутье, кручение. 38х2,5. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Украшения из Северного Казахстана отличаются удлиненностью и пластичностью форм подвесок и ясно выраженной ритмической организацией композиции. В основе изделий – ажурная скань либо каст со вставкой из сердолика.

Ювелирным украшениям Центрального и Восточного Казахстана присущи простота, соразмерность форм, сдержанность декора.

Sergi 09

Шашбау. ХХ в. Алма-Атинская область.
Серебро, монета, штамп, плетение. 62х2,6. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Украшения, о которых шла речь, – только небольшая часть из замечательной коллекции ювелирных изделий Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева. Искусство казахских зергеров – это своего рода «золотой» мостик, соединяющий настоящее с прошлым, с его обрядами, ритуалами, символами и религиозными воззрениями.

Опубликовано в журнале Altyn-Art №1 (1) 2020

Всеволод Демидов. Чудеса возможны!
Altyn Art
Итоги киногода
Altyn Art
Бессмертная любовь Людвига ван Бетховена
Altyn Art
У каждого свое Макондо!
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!
События
Идейно чуждое…
События
Эйкос +
События
Бетховен.Mute
Altyn Art
Зарина Алтынбаева: «Я нашла опору в музыке»
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!

Вышел в свет первый в 2021 году номер казахстанского журнала об искусстве и культуре «Altyn Art».

Идейно чуждое…

Советское искусство 1920–1930-х годов вызывает особый интерес. Это было время борьбы и единения различных теоретических и стилистических художественны

Эйкос +

14 октября 2020 года в ГМИ РК им. А. Кастеева открылась персональная выставка художника Галыма Оспанова «Эйкос +».

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

Веретено

«Мир правит Всем через Всё» (Гераклит). Веретено – бытовой предмет, изготовленный из дерева, женский атрибут, предназначенный для прядения шерсти. Фор

Пять голов

Павел Яковлевич Зальцман (1912–1985) – заслуженный деятель искусств Казахстана. Творческую судьбу Зальцмана как художника-станковиста определило знако

Дизайну – виват!

Творчество группы «ВИВАТ» – явление казахстанской художественной жизни 1980-х – оказало большое влияние на появление и развитие в Казахстане «графичес

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы