Старинные атрибуты женского наряда
Искусство жить вдвоём

Выставка под названием «1+1», проходившая в Almaty Gallery, представляла первую совместную экспозицию супругов и художников Александра и Рашиды (Риты) Осиповых.

Искусство жить вдвоём

Выставка под названием «1+1», проходившая в Almaty Gallery, представляла первую совместную экспозици

Чюрлёнис шел по Млечному Пути

Центральный государственный музей Республики Казахстан совместно с Генеральным консульством Литовско

История одной горы

«История одной Горы»: визуальные метафоры и графические размышления» – такое название получила выста

О любви к любви и искусству

В казахстанский День любви, 15 апреля, в галерее Del arte Казахского Национального театра оперы и ба

Казахские женские ювелирные украшения, созданные мастерами-зергерами, когда-то пользовались большим спросом, который определялся не только красотой, но и символической значимостью, связанной с народными обычаями, обрядами, религиозными представлениями.

Текст: УМИТКАН АЯЗБЕКОВА

Казахские женские ювелирные украшения, созданные мастерами-зергерами, когда-то пользовались большим спросом, который определялся не только красотой, но и символической значимостью, связанной с народными обычаями, обрядами, религиозными представлениями.

Sergi 01

Шашбау. ХХ в. Мангышлакская область.
Металл белого цвета, монеты, штамп, плетение. Длина 43. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Количество украшений и их декоративная насыщенность зависели от возраста. Важной деталью в колоритном наряде казашки были серьги. Они считались древнейшим оберегом, поэтому носили их с раннего детства и на протяжении всей жизни. Малышкам прокалывали ушки с трех-пяти лет и надевали скромные сережки. С 12 лет, что тогда уже считалось периодом совершеннолетия, девочки носили более разнообразный набор украшений.

Sergi 02

Серьги. ХIХ в. Чимкентская область.
Металл белого цвета, штамп, чеканка. 4,5х3,6. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Основное отличие серег от других ювелирных изделий – они выпускались в паре. Но не всегда – долгожданному мальчику надевали одну серьгу. Возможно, это связано с давними представлениями саков и скифов о роли и статусе единственных наследных принцев-мальчиков.

В советский период традиционные женские украшения, в том числе и серьги, почти вышли из употребления. Они сохранились лишь у старшего поколения, как память и реликвия прошлых эпох. Большинство этих изделий нашли свое достойное место в музеях. Однако в конце 80-х и в 90-е годы прошлого столетия интерес к национальным украшениям стал возрождаться. С обретением независимости изменилось отношение казахов к этой составляющей национальной культуры – женским украшениям, которые с давних пор считались, к тому же, оберегом.

Sergi 03

Серьги. ХХ в. Кустанайская область.
Серебро, кораллы, скань, зернь, гнутье. 11х3,5. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Особо желанными оказались плоские серьги разных форм. Постоянно носимыми стали изящные филигранные серьги «лунницы» (ай сырга), успехом пользуются «салпыншак сырга» в виде двухъярусной подвески, с густой проволочной бахромой звучные «конырау» (бубенчики), серьги со вставными камнями, которые, по поверью народа, наделены чудодейственной силой. От них веет теплом старины, которая хранит память о тех, кто некогда был владельцем этих прекрасных изделий.

Sergi 04

Серьги. ХХ в. Актюбинская область.
Серебро, кораллы, стекло, паста, резьба, штамп, гнутье, плетение. 10,5х2,3. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Кроме серег, особым женским атрибутом были разнообразные украшения для волос. По сравнению с серьгами и браслетами, кольцами и перстнями в настоящее время сейчас они являются редкостью, и встретить их можно только в фондах музеев.

Девочки до совершеннолетия носили скромные украшения для кос, девушки на выданье – роскошные подвески. Для свадебного наряда невесты украшения заказывали лучшему ювелиру, работа которого отличалась изяществом и богатством отделки. Чем старше становилась женщина, тем проще – ее украшения, а накосники чаще заменялись ключами или камнями.

Шолпы и шаш тенге (монеты для волос) подвешивались к концам кос. Монеты, ажурные медальоны со вставкой из сердолика, перламутровые бляхи соединялись в один-три ряда. При движении подвески издавали мелодичный звон. По народному поверью шум подвесок отпугивал нечистую силу.

Sergi 05

Шолпы. II половина ХХ в. Семипалатинская область.
Серебро, монеты, сердолик, зернь, филигрань. 24х7,2. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Шашбау (шнур для волос) имели весьма незатейливую конструкцию. Длинная сложного плетения цепочка (часто двойная или тройная), лента с нашитыми монетками, вплетенная в густую косу, заканчивалась пышными шелковыми кистями или серебряными подвесками. Шашбау крепились у основания кос и спускались до самых их кончиков, подчеркивая длину волос.

Sergi 06

Шашбау. Начало ХХ в. Кызыл-Ординская область.
Металл белого цвета, зернь, штамп, плетение. Длина 68. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Желкелик или шашкерме крепились на затылке и считались сугубо девичьим украшением. Чтобы предохранить волосы от суровых климатических условий, использовались матерчатые чехлы для кос – шашкап, украшенные позументом, ювелирными украшениями, вышивкой.

Изготавливались серьги и накосники в основном из серебра, обладавшего по представлению казахов магическими свойствами, со вставками из сердолика, бирюзы, кораллов, перламутра, стеклоплавов. Неистощима была фантазия зергеров в создании форм и декора, в использовании разных техник исполнения: ковки и литья, штамповки и чеканки, гравировки и сквозной резьбы, скани и зерни, чернения и эмали.

Sergi 07

Серьги. ХХ в. Северный Казахстан.
Серебро, бирюза, филигрань, скань. 9,8х3,6. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Изделия различных регионов Казахстана имели свои характерные черты.

Украшения Западного Казахстана характеризуются монументальностью и строгостью стиля, крупными и геометризованными формами. В основе декора – вставки из сердолика и геометрический узор из ложной зерни. Распространены также скань, или филигрань, – узоры, образуемые из тонкой проволоки.

Ювелирным изделиям Южного Казахстана свойственно обилие звенящих подвесок и формы, составленные из многих частей. Характерно введение в декор голубой эмали, цветных стекол, позолоты и бирюзы.

Sergi 08

Шашбау. Конец ХIХ в. Чимкентская область.
Металл белого цвета, эмаль, штамп, гнутье, кручение. 38х2,5. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Украшения из Северного Казахстана отличаются удлиненностью и пластичностью форм подвесок и ясно выраженной ритмической организацией композиции. В основе изделий – ажурная скань либо каст со вставкой из сердолика.

Ювелирным украшениям Центрального и Восточного Казахстана присущи простота, соразмерность форм, сдержанность декора.

Sergi 09

Шашбау. ХХ в. Алма-Атинская область.
Серебро, монета, штамп, плетение. 62х2,6. ГМИ РК им. А. Кастеева

 

Украшения, о которых шла речь, – только небольшая часть из замечательной коллекции ювелирных изделий Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева. Искусство казахских зергеров – это своего рода «золотой» мостик, соединяющий настоящее с прошлым, с его обрядами, ритуалами, символами и религиозными воззрениями.

Опубликовано в журнале Altyn-Art №1 (1) 2020

Сапар Койчуманов. Базар. Чач-тарач. «Бродяга»
Проза
Искусство жить вдвоём
События
Чюрлёнис шел по Млечному Пути
События
Концертная бригада на фронте
Художники Казахстана в военные годы. Из архива Н. С. Мухина
История одной горы
События
Мажит Бегалин
О любви к любви и искусству
События
«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева
Берлинале 2025. Призеры
События
Искусство жить вдвоём

Выставка под названием «1+1», проходившая в Almaty Gallery, представляла первую совместную экспозицию супругов и художников Александра и Рашиды (Риты)

Чюрлёнис шел по Млечному Пути

Центральный государственный музей Республики Казахстан совместно с Генеральным консульством Литовской Республики в Алматы впервые представляют междуна

История одной горы

«История одной Горы»: визуальные метафоры и графические размышления» – такое название получила выставка Георгия Макарова, которая проходит с 5 по 30 а

Концертная бригада на фронте

В конце 1942 года ЦК Компартии Казахстана и Управление по делам искусства при Народном комиссариате КазССР приняли решение отправить на фронт концертн

Художники Казахстана в военные годы. Из архива Н. С. Мухина

В Государственном музее искусств им. А. Кастеева хранится архив Н. С. Мухина, который долгие годы (с 1937 по 1960-е) был секретарем Союза художников К

Мажит Бегалин

Мажит Бегалин в казахском кинематографе – фигура неординарная. Он был одним из колоссальной четверки, которая основала базу казахской кинорежиссуры в

«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева

В Алматы проживает и работает семья дизайнеров Ризабаевых-Вайн, объединенная в бренд этнической одежды и ювелирных изделий LATUHA. У бренда все больше

Опера никогда не обманывает

16 февраля 2025 года ведущий солист Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая, руководитель оперной труппы и педагог консерватории Нур

Следуя за Лолитой

Бывают на свете люди-светлячки, что летят на свет, и нам хочется следовать за ними, потому что путь указан верный. Такие люди вдохновляют, от них исхо

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы