Абай – мудрость народа

Текст: КУЛЬЖАЗИРА МУКАЖАНОВА

ГМИ РК им. А. Кастеева посвятил выставку произведений художников Казахстана 175-летию со дня рождения Абая Кунанбаева – великого казахского поэта, философа, композитора, просветителя, основоположника казахской письменной литературы и первого ее классика. Выставка организована совместно с «Bank RBK».

Abay 01

Абылхан Кастеев. Абай около юрты. 1934.

Бумага, акварель. 68х56

 

На выставке представлены выше ста произведений живописи, графики, скульптуры. Первые живописные и графические работы относятся к 1934 году. Именно в этом году был объявлен республиканский конкурс на создание образа Абая, в котором приняли участие многие художники. Перед ними стояла непростая задача – создать образ многогранной личности. Фактическое отсутствие иконографического материала усложняло работу. Эталоном послужила единственная сохранившаяся фотография, сделанная за несколько лет до смерти поэта, запечатлевшая Абая с двумя сыновьями.

Многократно обращался к образу Абая Абылхан Кастеев. В акварели «Абай около юрты» (1934) поэт изображен на зеленом джайлау. Абай на переднем плане сидит за низким круглым столом и задумчиво смотрит вдаль. Перед ним раскрытая книга, листы бумаги, на которых он только что писал. Внизу латиницей написан стих Абая «Лето». Кастееву был весьма важен момент творческого вдохновения, потому он вводит в композицию атрибуты поэтического искусства, приметы, сообщающие о просвещенном человеке. В 1945 году Кастеев пишет живописный «Портрет юного Абая», думается, с оглядкой на облик одного из его сыновей из фотографии. Художник подчеркивает одухотворенность: в руках Абая раскрытая книга, взгляд устремлен вдаль. Кастееву важно было передать скрытый в юноше великий дар, показать силу и мощь таланта.

Abay 02

Абылхан Кастеев. Портрет юного Абая. 1945.

Холст, масло. 100х65

 

На выставке представлен портрет Абая, выполненный Нагимбеком Нурмухаммедовым. Монументально смотрится фигура писателя, которой словно тесно в рамках картины. Художник хотел передать мощный дух, внутреннюю силу, присущие Абаю. Он использует для этого контрастное цветовое решение, сопоставляя в колорите горячий красный и холодный синий. Только маленький кусочек воротника белой рубашки и книга в руках добавляют дополнительный выразительный акцент.

Abay 03

Нагимбек Нурмухаммедов. Портрет Абая. 1971.

Холст, масло. 141х101

 

Не раз обращался к образу Абая Токболат Тогусбаев. В картине «Абай. Мыслитель» (1971) показан зрелый человек, умудренный жизнью. Для создания образа философа и мыслителя выбрана лаконичная, монументально решенная композиция. Абай изображен в профиль, в глубокой задумчивости сидит он на фоне огромной полусферы земли. Фигура соразмерна нашей планете, ведь Абай в глазах художника – личность космического масштаба. Образ выражает драматическое одиночество человека. Внутреннее напряжение чувствуется во всем облике Абая, в нем сконцентрирована энергия мысли и чувства. Сочетание в одежде теплого и холодного – словно цветовая метафора человека, в котором сосуществуют лед и пламень, страстная душа и трезвый ум. Вплетаются в образ и неслучайные детали: ветер треплет листы раскрытой книги, на темном небе – диск луны тревожного красного цвета, не зря он перекликается с цветом одежды.

Abay 04

Токболат Тогусбаев. Абай. Мыслитель. 1971.

Холст, масло. 179х198

 

Многие художники вдохновлялись литературным творчеством выдающегося мастера слова, создавая иллюстрации к его произведениям. Красота созданных поэтом образов не могла не увлечь художников книжной графики. Многие из них выбирали лирические стихотворения, особенно те, что посвящены временам года.

Обращался к поэзии Абая в разных графических техниках Исатай Исабаев. В серии офортов «По мотивам произведений Абая» (1976) художник в пространстве одного листа создал своего рода полиптих: с помощью орнаментированных и пейзажных рамок выделил особо важные события и в то же время заполнил промежутки всадниками, отарами, юртами, преодолевающими обозначенные границы событий. Возникла картина мира, в которой все переплетено, взаимосвязано, неотторжимо друг от друга. Это масштабное повествование о многогранности номадической жизни, о любви к ней.

Abay 05

Исатай Исабаев. Лето. Из серии «По мотивам произведений Абая». 1976.

Бумага, офорт. 35,5х39,6

 

Замечательную серию литографий «По мотивам стихотворений Абая» (1986) создал Кадырбек Каметов. Каждый лист прекрасен. И все же лист «Качели» особенно притягателен своей мелодией радости бытия. Художник восхитился стихотворением «Весна»: «И смеется, и песни поет молодежь, // Да и старых по юртам ищи – не найдешь: // И со смертного ложа могли б их поднять // Песни, солнце и ветер, и птичий галдеж» (перевод П. Шубина). Художник абсолютно свободен в интерпретации лирических стихов поэта. Он создает не иллюстрации, скорее визуализирует свое восприятие, игру воображения. Его изображения словно размытые воспоминания, проходящие сквозь завесу истории.

Abay 06

Кадырбек Каметов. Качели. Из серии «По мотивам стихотворений Абая». 1986.

Бумага, литография. 49х59,7

 

Невозможно было художникам обойти стороной роман Мухтара Ауэзова «Путь Абая» – творение поистине энциклопедическое, которое дает широкую и разнообразную картину эпохи, поражая глубиной проникновения в самые различные стороны жизни казахского общества второй половины XIX века.

Евгений Сидоркин, блестящий мастер графического искусства, дважды обращался к роману. В 1960 году он создал первую серию книжных иллюстраций в линогравюре. Изобразительным языком графики он создал соответствующие богатые художественные образы. Полон душевной теплоты лист, где изображены маленький Абай и его бабушка. Удобно устроившись, подперев голову рукой, мальчик готов бесконечно слушать сказки и легенды. Через раскрытый полог юрты видна часть аула, так художник вводит читателя в мир детства Абая, формировавшего его характер.

Abay 07

Евгений Сидоркин. Абай и бабушка. 1960.

Бумага, линогравюра. 29х20

 

В 1970-м появились автолитографии – особо любимая художником техника. Иллюстрации правдиво отражают сложную атмосферу жизни казахов конца XIX века. Сидоркин писал: «Художник должен стоять рядом с писателем, а не со словом». Возможно, поэтому так достоверны и жизненны образы героев в его композициях. Художник использует глубокую моделировку объема лиц, данных крупным планом. Композиция каждого листа составлена из тесно расположенных персонажей со все большей фрагментарностью лиц, с усиливающейся экспрессивностью характеристик. В этой серии иллюстраций художник продолжает создавать своеобразную энциклопедию типажей, остро прочувствованных и ярко запечатленных.

Abay 08

Евгений Сидоркин. Абай. 1970.

Бумага, автолитография. 18,2х14,2

 

Abay 09

Евгений Сидоркин. Тогжан. 1970.

Бумага, автолитография. 20,2х13,9

 

Юрий Мингазитинов в 1974 году создает замечательную серию иллюстраций, выполненных черной акварелью с размывкой. В них художник проявляет тонкую фантазию, воображение, лирический характер своего дарования. Художественный язык у Мингазитинова немногословен, но конкретен. Его образы всегда живут в движении. Несмотря на то, что красочная гамма выдержана в одном колорите, он достиг большой эмоциональной выразительности.

Abay 10

Юрий Мингазитинов. Байсал не слезал с коня. 

Иллюстрация к роману М. Ауэзова «Путь Абая». 1974.

Бумага, акварель. 51х35,5

 

Образ Абая нашел воплощение и в скульптуре. «Абай» 1985 года Ескена Сергебаева впечатляет мощью, цельностью высеченной из гранита фигуры. Он создал образ писателя, сидящего в простой позе на невысоком постаменте, в правой руке Абая книга, левая лежит на колене, он словно обдумывает слова для своих новых поэтических произведений.

Abay 11

Ескен Сергебаев. Абай. 1974. Гранит. 52х23х28,5

 

В числе новейших произведений – бронзовый «Абай» Аскара Есенбаева, созданный в 2017 году. Здесь ощущается тонкая опосредованная связь с традицией монументальной тюркской скульптуры – каменными изваяниями, рассыпанными по степям Казахстана. Искусствовед Баян Барманкулова назвала пластическое решение образа великого поэта и мыслителя, примененное Есенбаевым, «оригинальной идеей скульптора, напоминающей о номадическом начале человеческой истории. Он хотел создать образ человека, не подвластного времени. Умного и страдающего (многие знания рождают многие печали). И здесь понадобились пластические находки европейской скульптуры многих веков». Абай предстает величественным и страдающим. Торс его обнажен – перед судьбой все беззащитны. В руках книга – бесценный дар цивилизации. И он держит ее так же, как воины степи держали чашу жизни.

Abay 12

Аскар Есенбаев. Абай. 2017. Бронза. 35,5х8,5х6,5

 

Необычайно многогранна личность Абая. Нравственные качества поэта, мудрость, благородство, единство с народом, высокая одухотворенность будут интересны не одному поколению художников, поскольку это неисчерпаемая и благодатная тема для создания новых произведений.

Каждый раз, обращаясь к образу великого казахского писателя, вспоминаешь слова Мыржакыпа Дулатова: «Насколько мы отдаляемся от даты смерти Абая, настолько приближаемся к его духу», и понимаешь их справедливость.

Опубликовано в журнале Altyn-Art №4 (4) 2020

Всеволод Демидов. Чудеса возможны!
Altyn Art
Итоги киногода
Altyn Art
Бессмертная любовь Людвига ван Бетховена
Altyn Art
У каждого свое Макондо!
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!
События
Идейно чуждое…
События
Эйкос +
События
Бетховен.Mute
Altyn Art
Зарина Алтынбаева: «Я нашла опору в музыке»
Altyn Art
Altyn Art. Верьте в свою звезду!

Вышел в свет первый в 2021 году номер казахстанского журнала об искусстве и культуре «Altyn Art».

Идейно чуждое…

Советское искусство 1920–1930-х годов вызывает особый интерес. Это было время борьбы и единения различных теоретических и стилистических художественны

Эйкос +

14 октября 2020 года в ГМИ РК им. А. Кастеева открылась персональная выставка художника Галыма Оспанова «Эйкос +».

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

Веретено

«Мир правит Всем через Всё» (Гераклит). Веретено – бытовой предмет, изготовленный из дерева, женский атрибут, предназначенный для прядения шерсти. Фор

Пять голов

Павел Яковлевич Зальцман (1912–1985) – заслуженный деятель искусств Казахстана. Творческую судьбу Зальцмана как художника-станковиста определило знако

Дизайну – виват!

Творчество группы «ВИВАТ» – явление казахстанской художественной жизни 1980-х – оказало большое влияние на появление и развитие в Казахстане «графичес

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы