Текст: БАЯН БАРМАНКУЛОВА

14 января 2014 года исполнилось 110 лет со дня рождения Абылхана Кастеева – первого казаха, для которого живопись стала единственным делом его жизни. Творчество Абылхана Кастеева (1904–1973) открывает историю станкового искусства республики. Его взгляд на жизнь, природу, лица соплеменников – это взгляд изнутри культурного всеобщего, приобретающего под нажимом судьбы очертания индивидуума, субъекта, личности. Фиксация примет внешнего мира карандашами, акварельными и масляными красками, пожалуй, именно в этот период истории стала личной и общественной необходимостью. Почему не раньше?

Abylkhan 2+

С приходом Советов все резко изменилось: привычный уклад жизни новой властью был насильственно отброшен как отсталый. Наступили трагические времена. Народ стал рассеиваться. Тем, кто остался здесь и выжил, пришлось надеяться только на себя. Традиция была поколеблена и не могла, как прежде, защищать человека от хаоса жизни. Орнамент – мощный голос традиции – не мог отразить то новое, что появилось в судьбе каждого отдельного субъекта: острое переживание своей индивидуальной жизни, своей экзистенции.

Поэтому, вероятно, именно теперь понадобилось изобразительное искусство, с его способностью сохранять с любовью, радостью и печалью все то, что так близко сердцу: лица родных и друзей, знакомые с детства ландшафты и вещи.

U urti

У юрты. 1937. Бумага, акварель. 13,5х27,5. ГМИ РК им. А. Кастеева

Художественная одаренность Абылхана Кастеева проявилась уже в ранних работах. В акварели «Внутренний вид юрты» (1929) изображен фрагмент интерьера скромного жилища с незатейливым набором вещей. Все предметы написаны с обезоруживающей равномерностью внимания. Предмет здесь важен не только сам по себе, но и как часть целого – домашнего очага. Трогательная тщательность в изображении самовара, швейной машинки, горки одеял и других повседневных вещей создает ощущение благоприятной и устойчивой жизни. Неотъемлемой частью и средоточием этой жизни является фигурка женщины – хозяйки дома. Ее поза статична. Отказ от жанрового действия придает быту значение бытия.

Интересны опыты Кастеева в портретном жанре. Небольшой по размерам «Портрет Кусыкбаева» (1930) неизменно поражает глубиной созданного образа. Тонкими соотношениями светлого и темного выстраивается величественная конструкция черепа и тронутая временем прежде упругая кожа лица. Светлое пятно крупной головы оттенено темной одеждой и синим фоном. Черная полоса на полях шляпы и черный чапан создают своего рода угол, расширяющийся к профильной линии лица. Кажется, лицо раскрывается навстречу миру, но близкий край листа останавливает это движение: энергия человека в тесном пространстве уготованной ему жизни, биография и судьба, отлетающие в прошлое.

portrait kusykbayeva

Портрет Сагынбека Кусыкбаева. 1930. Бумага, акварель. 18х13. ГМИ РК им. А. Кастеева

Замечателен образ акварели «Автопортрет» (1931). Художник внимательно разглядывает свое широкое скуластое лицо. И затем скрупулезно перечисляет: двуцветная радужная оболочка светлых глаз, большой приплюснутый нос, толстые губы, складки у крыльев носа, морщинки на лбу. Художник словно пытается понять, каким образом все это соотносится с тем, что называется его именем? Эта знакомо-незнакомая персона маркирована советской ушанкой, которая указывает в сторону бесконечного ряда унифицированных строителей социализма. И только элегантный шарф в черно-белую полоску на фоне нейтрального пальто придает этому недотепе черты художественной натуры, не лишенной щегольства.

kasteev avtoportrait

Автопортрет. 1931. Бумага, акварель. 20х16. ГМИ РК им. А. Кастеева

В этих двух портретах отражена судьба индивидуума в нелегкое для народа время. В каждом изображен человек, погруженный в процесс самоидентификации. В первом – с печальными мыслями о безвозвратно минувшем, во втором – с отчаянной наивностью начинающего осознавать (прозревать) себя простака.

Отношение Кастеева к модели основано на представлении о целостном и самодостаточном человеческом мире, ценность которого в нем самом, а не в случайном эмоциональном отклике художника. Деликатное и серьезное отношение к человеку присутствует во всех портретах Кастеева: сестры (1930), матери (1949), Ж. Кошановой (1950). Наибольшую известность приобрели портреты Абая (1945), Амангельды Иманова (1950) и Чокана Валиханова (1951).

portrait sestry

Портрет сестры. 1930. Бумага, акварель. 27х13. ГМИ РК им. А. Кастеева

Немалое значение в творчестве Кастеева имело изображение ландшафтов с обязательными приметами аульной жизни. Время в его картинах течет с медлительной ясностью, образам присуще сходное интонационное звучание, поскольку изменения в жизни природы и традиционной культуры касаются только частей, а не целого. Замечательны полотна 1936 года: «Доение кобылиц» и «Колхозная молочная ферма»; «Горный пейзаж. Долина реки Чижин» (1938), акварели «Колхоз Сары-Шоки» (1948), «Летнее пастбище Чалкуде» (1956), «Поднятая целина в горах» (1956), «Кумысная ферма» (1967) и многие другие.

doenie kobylic

Доение кобылиц. 1936. Холст, масло. 69х89. ГМИ РК им. А. Кастеева

Картина «Колхозная молочная ферма» – одна из первых, написанных художником маслом. Сюжет прост: семья чабана делает курт и выкладывает белые шарики на высокий навес для просушки; перед входом в кос (маленькая походная юрта) стоит мальчик, поправляющий штанишки. У его ног лежат книга, лист бумаги и ручка. Далее видны зеленые холмы, река с пологими берегами, на которых разместились люди, лошади, коровы, овцы. В глубине слева видна палатка и рядом женщина в городской одежде – приметы новой жизни. Перспектива долины замыкается снежными вершинами и белыми облаками.

kolhoznaya ferma

Колхозная молочная ферма. 1936. Холст, масло. 60х61. ГМИ РК им. А. Кастеева

Нельзя не заметить, что белое присутствует везде: курт, лошади, одежды, стада, горные вершины. Трудно удержаться от символического прочтения этого цвета. Снег – чистота и совершенство природы. Белизна шариков курта – святость молока, без чего не состоится жизнь. И еще: на пересечении воображаемых диагоналей располагается белая точка женского платка – знак нравственного начала, созидаемого и охраняемого женщиной.

Не дает покоя темное недетское лицо мальчика. У него взрослые залысины и выражение лица умудренного жизнью человека. Быть может, этот мальчик-старик, – вечный ученик-мудрец? Его странное лицо трансформирует жанровую сценку в концептуальный образ мира, истина которого неоднозначна. Огромное уходящее старое и наступающее новое обладают непропорциональной для художника значимостью. Мир, изображенный Кастеевым, обладает качествами райского блаженства. Все тут одушевлено и гармонизировано. Здесь, судя по коротким теням, пребывает желанный и неизменный солнечный вечный день, вбирающий в себя лучшее из обоих миров.

Абылхан Кастеев отражал разные грани жизни. Душа казаха влекла его к уходящему традиционному образу жизни, лучшим его качествам. Душа бедняка, получившего возможность заниматься любимым делом, а не пасти чужой скот, примиряла с новой действительностью.

ohotnic s berkutom

Охотник с беркутом. 1935. Холст, масло. 100х80. ГМИ РК им. А. Кастеева

Его любовь к сердцевине казахской культуры не заслоняла от него неприятных сторон прошлого. «Насильственный увоз девушки» (1937), «Проданная невеста» (1938), «Молитва муллы во время засухи» (1941) – это об уходящем времени. О настоящем – «Новый быт колхозника» (1930), «Колхозный той» (1937), «Соколово-Сарбайская руда» (1962).

kumysnaya ferma

Кумысная ферма. 1967. Бумага, акварель. 37х57. ГМИ РК им. А. Кастеева

Кастееву мир всегда представлялся самодостаточным. Художник стремится вплотную следовать за его предметными качествами, воссоздать цвет натуры как можно более точно. Так он передает свое волнение перед конкретной формой, ее абрисом и фактурой, светом и тенью. Здесь художник – восхищенный и преданный служитель красоты реального, которая всегда пребудет в мире и никогда не обманет его ожиданий. Краска, следуя за рельефом формы, покрывает с одинаковой непрерывностью и плотностью всю поверхность предмета. Глазу предстает внешнее, увлекательная оболочка, за которой таятся глубина и сложность внутреннего мира личности, гармония и ритмы природной жизни, логика и красота народного жилища.

v urte

В юрте. 1935. Холст, масло. 36,2х51,5. ЦГМ РК

Природа и человек обладают в его глазах значимостью, не зависящей (относительно, конечно) от субъективных предпочтений художника. Именно поэтому лучшие работы Кастеева не исключают возможности многократной с ними встречи. Созданные образы могут обладать той же ненаскучивающей бесконечностью красоты, что и сама реальность: сколько ни смотри на горы, небо, жайлау, табун лошадей, пространство юрты, наполненное столь важными для жизни предметами, на лица близких и любимых – они всегда притягательны.

Assy

Джайляу Асы. 1961. Бумага, акварель. 40х30,5. ГМИ РК им. А. Кастеева

Представления художника о благе по сути своей традиционны. Абылхан Кастеев – национальный художник по мировосприятию, содержанию и духу своего искусства, поэтому уже в 1944 году он был удостоен звания Народный художник Казахстана.

Удивительно, чем дальше отодвигаются от нас годы его жизни и идеология советской страны, влиянию которой был подвержен художник, тем более мы отмечаем в его образах то, что не подвластно никакому конкретному времени. Это любовь к природе, ему родной, уважение к людям, близким его сердцу, интерес к простым фактам человеческой жизни, без которых не случается никакая эпоха истории.

Опубликовано в журнале Nomad-Kazakhstan № 25 (2009)

Олма джон
Altyn Art
«ARTиШОК» будет играть!
Altyn Art
Нургуль Нусипжанова: «Я для себя самый жесткий критик»
Altyn Art
Нургиса Тлендиев. Воспоминания о маэстро
Altyn Art
Конокрады. Дороги времени
Altyn Art
Almaty Symphony Orchestra
Altyn Art
Успех – успевать делать то, что нравится
Altyn Art
Искусство в наследство!
Altyn Art
Altyn-Art: новый номер!

В последний день лета вышел в свет второй номер казахстанского журнала об искусстве и культуре Altyn-Art. Поздравляем издателей и читателей!

Altyn-Art: искусство и культура Казахстана

В информационном пространстве страны появилось новое имя: вышел в свет журнал об искусстве и культуре под названием Altyn-Art.

Культура на страже мира

15 апреля 2020 года исполнилось 85 лет со дня подписания первого международного договора об охране культурных ценностей, вошедшего в историю как Пакт

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

Тюркское христианство

В Риме среди окружения папы римского Павла II есть немало священнослужителей-негров. Во время своего последнего визита в восточные страны Папа провел

Веретено

«Мир правит Всем через Всё» (Гераклит). Веретено – бытовой предмет, изготовленный из дерева, женский атрибут, предназначенный для прядения шерсти. Фор

Пять голов

Павел Яковлевич Зальцман (1912–1985) – заслуженный деятель искусств Казахстана. Творческую судьбу Зальцмана как художника-станковиста определило знако

Дизайну – виват!

Творчество группы «ВИВАТ» – явление казахстанской художественной жизни 1980-х – оказало большое влияние на появление и развитие в Казахстане «графичес

Батырхан Шукенов. Песни родной земли

Родная земля – цвет, запах ее листвы, свет солнца, вкус воды, зной степей и музыка ветра. Можно ли забыть?

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы