Земной адрес красоты
- Искусство
Текст: БАЯН БАРМАНКУЛОВА
Айша Гарифовна Галимбаева, народный художник Казахстана, лауреат Государственной премии РК им. Ч. Валиханова, кавалер орденов «Знак почета», «Трудового Красного знамени». Ее имя занесено в Золотую книгу почета республики. Она отмечена премией «Тарлан» за вклад в развитие искусства Казахстана.
Айша Галимбаева родилась в декабре 1917 года в селе Иссык Енбекши-Казахского района Алма-Атинской области. Училась в Алма-Атинском художественном училище (1943) и во Всесоюзном Государственном институте кинематографии (1949). Айша Галимбаева – художник-постановщик фильмов «Поэма о любви», «Девушка-джигит», «Его время придет», «Это было в Шугле». Автор альбома «Казахский народный костюм» (1958). Участница множества республиканских, союзных и международных выставок. Ее работы украшают коллекции музеев Казахстана, СНГ и частные собрания многих стран мира.
Страницы творческой биографии Айши Галимбаевой, можно сказать без преувеличения, писаны золотыми буквами. Какую страницу ни открыть – на каждой найдешь замечательные образы.
Aйше Гарифовне повезло уже при рождении: родное селение располагалось в удивительно живописном местечке в предгорьях Алатау. Юрта была теплым, душевным пространством, в котором целесообразность вещей соседствовала с благородством цветовых сочетаний и богатством орнаментальных узоров. Бабушка-мастерица учила внучку всему, что умела делать сама. Постепенно ритмы и краски земной красоты – жилища и природы – стали неотъемлемой частью души будущей художницы, а затем вошли в образный строй ее полотен. Известно, что все хорошее мы получаем в наследство: «что не унаследовано, то несовершенно» (Ницше).
"Мой дворик". 1949. Холст, масло. 32х21
Музы искусств, надо полагать, присутствовали при рождении талантливой избранницы. Они одарили ее свойством гармонизировать не только краски на холсте, но и мир вокруг себя, ведь искусство, вне всякого сомнения, является «формой чеканки бытия». Впрочем, Айша Галимбаева свой мир не чеканит, а нежно и темпераментно, легко и сочно лепит с помощью живого цвета, в котором струятся свет и тень.
Айша Галимбаева и образы ее картин предполагают сердечную расположенность ко всему земному. Ее облик, изящный и приветливый, мягкий взгляд и тихие речи просто предназначены пробуждать в людях миролюбие. А теплота интонаций и колористическая проникновенность изображений склонны вызывать в любой душе звучание мелодий гармонии и радости.
"Натюрморт. 1961. Холст, масло. 65х49
В ее работах все просто: каждый мазок, пятно на виду. И чудо – из их сопоставлений и прикосновений возникает лицо красавицы, упругий бок красного яблока или солнечный блик, весело и легко играющий на лепестках цветов. Чтобы добиться такого преображения, нужно много труда и души. И если повезет, то на кончик кисти слетит еще и гений цвета – об этом мечтали романтики позапрошлого века. Тогда все станет возможным, и Галатея оживет.
Айша Галимбаева, живописец по призванию, видит мир во всем богатстве конкретностей. У нее бесконечно много оснований наслаждаться реальной, земной жизнью, поскольку таковых, особенных предметов, обладающих неисчислимыми вариантами форм, силуэтов, линий, фактур и цветовых оттенков, гораздо больше, чем их имен.
"Чабан". 1949. Холст, масло. 64х49
Уже в молодости она имела склонность не только к повествовательности (Чабан. 1949), но и к романтической экспрессии (Мой дворик. 1949). В зрелые годы художницу все более начинает волновать теплота общения вещей между собой, пространством и человеком, живое единство всего со всем. И потому она выделяет иногда лишь одну-две черты из тех, что только и способны в данный момент к общению с другими «персонажами». Но точно обозначенная часть указывает на скрытую полноту целого. И потому образ не ограничен изображением, но словно распространяется за его пределы, одаривает уловленными смыслами и тот мир, что остался за рамой картины.
Айша Галимбаева – профессиональный художник кино – несомненно, видит мир «кинематографически». Композиции ее картин наполнены движением даже тогда, когда она пишет не жанровые сцены, а натюрморты. Предметы льнут друг к другу, воздушная среда ласково обволакивает большие и малые вещи. Даже пространство чутко отзывается на все переливы чувств художницы, рожденных ритмическими и цветовыми отношениями между всеми участниками эстетического события. Домашняя утварь, плоды, цветы и человек одинаково прекрасны, ведь они – соседи по месту проживания (Красный апорт и поднос. 1994).
"Красный апорт и поднос". 1994. Холст, масло. 90х80
В душе художницы сохранилась поразительная способность первого человека вчувствовать себя в окружающий мир. И еще она обладает свойством человека искусства «с помощью воображения постигать духовную суть цвета, контура, звука, запаха» (Бодлер). Благодаря удивительной чуткости души и в силу таланта художница снова и снова оказывается у самых истоков возникновения поэтического взгляда на вселенную. Она обладает даром заново открывать красоту вещей и устанавливать ассоциативные связи между ними. Привычные сравнения и уподобления сбрасывают свои отвердевшие оболочки и снова кажутся откровениями. И тогда: девушки цветут, солнце ласкает, плоды наливаются. Трудно не увлечься этой свежестью взгляда и не пойти навстречу такой прозрачной поэзии чувств.
Композиции, простые и сложные, наивные и символические, неизменно обладают характером естественности и непосредственности. Может показаться, что художница просто материализует то, что является ее воображению в завершенном виде. Однако необходима немалая духовная работа, чтобы из хаоса впечатлений, эмоциональных откликов, оценок, мнений возникла ясная и убедительная модель мира. Или точно уловлено особое природное состояние. И тогда поэт, несомненно, заметит: «художник нам изобразил глубокий обморок сирени».
Судьба благосклонна к Айше Гарифовне: одарила ее на долгие годы способностью ясно видеть и тонко чувствовать. Она, кажется, всегда обладала тем, о чем мечтает любой художник: мастерством, мудростью, неутомленной душой. Уже давно стало не обязательным поминутно оглядываться на факты, натуру, искать учебники жизни. Давно явилась возможность творить, не боясь ошибиться, взять фальшивую ноту. Между поэтической идеей и языком живописного высказывания царит согласие. Каждый мазок несет в себе силу чувства и виртуозность техники. Цвет – одновременно посланец материального и духовного – всегда готов наполниться мерцанием поэтических ассоциаций и откровений.
Айша Галимбаева – несомненно, счастливый художник. Ей открыта красота и гармония вечных тем и идей, не подвластных давлению актуальных сюжетов жизни. Образы ее полотен привлекательны для каждого, в ком теплится надежда на то, что вселенная устроена вполне разумно, природа красива, даже если нет времени ею любоваться, жизнь увлекательна, а человек в некоторых смыслах совсем не плох.
"Пышный букет". 1999. 120х140. Холст, масло
Художница часто пишет цветы, цветы, цветы. При этом в ее мастерской не всегда найдешь букеты. Они, как рождающаяся мелодия, находятся не перед нею, а внутри нее. Это дает возможность импровизировать и достигать свободы творчества без усилий. Руки действуют легко и безошибочно, без задержек на претензии рассудка. Форма и имя предмета узнаются, и все же эти натюрморты живописуют не подобие, а идею цветка. Натюрморты, написанные и после восьмидесяти, обладают самым ценным в искусстве – ощущением жизни. В ее «Пышный букет» (1999) можно войти и затеряться в нем как в огромном саду. Его можно членить на любое количество фрагментов, и каждый будет изображением целого и прекрасного мира. При взгляде на него не устаешь удивляться этому бесконечному чуть-чуть искусства: вон она краска – и это уже волшебный цвет мира; слегка изменилось отношение между тонами – и это уже сияние солнечного луча или прохлада тени.
За свою жизнь Айша Галимбаева получила немало званий и наград, но самые из них главные – это свобода творить красоту и радость, которая рождается в душе зрителя при встрече с ее полотнами
Galymbayeva
"Букет". 1993. Холст, масло. 70х85
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/galymbaeva/buket.jpg
"Чабан". 1949. Холст, масло. 64х49
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/galymbaeva/chaban.jpg
"Дружба". 1978. Холст, масло. 123х120
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/galymbaeva/friendship.jpg
"Мой дворик". 1949. Холст, масло. 32х21
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/galymbaeva/moi dvorik.jpg
"Натюрморт". 1961. Холст, масло. 65х49
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/galymbaeva/Naturmort.jpg
"Пышный букет". 1999. 120х140. Холст, масло
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/galymbaeva/Pishnyi.jpg
"Портрет". 1992. Холст, масло. 56х89
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/galymbaeva/Portreit.jpg
"Красный апорт и поднос". 1994. Холст, масло. 90х80
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/galymbaeva/red aport.jpg
"Той чабанов". 2000. Холст, масло. 110х88
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/galymbaeva/Toi chabanov.jpg
"Белый келеше". 1980. Холст, масло. 113х115
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/galymbaeva/white keleshe 1.jpg
"Белый келеше". 2000. Холст, масло. 80х95
http://nomadmgz.kz/images/articlesimages/galymbaeva/white keleshe 2.jpg
Айша Галимбаева
Советская и казахская художница кино и живописец. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1961). Народный художник Казахской ССР (1967). Айша Гарифовна Галымбаева (1917 - 2007). Айша Гарифовна Галымбаева родилась 29 декабря 1917 года в селе Есик Енбекшиказахского района Алматинской области.