Всеволод Демидов. Чудеса возможны!

Текст: ЕКАТЕРИНА РЕЗНИКОВА. Фото: ЛОЛИТА РИЗАБАЕВА

Среди современных участников казахстанского арт-процесса есть один художник-волшебник. Имя его Сева Демидов. Он обладает уникальной способностью преображать и наполнять творческой энергией все, с чем соприкасается, будь то самые разнообразные повседневные предметы, чайники, шляпы и даже он сам. Себя он представляет так: Водимед (зеркальное написание фамилии), Местный инопланетянин, Чайловек, Художник, График, Волшебник, Артизан, Шляпник, Городская легенда, Чудожник. От себя добавлю, что он еще счастливый человек и мудрец.

1 2020 12 10 052611 1

 

За без малого тридцатилетнюю творческую деятельность он стал известен широкой аудитории благодаря своим ярким запоминающимся акциям, инсталляциям, перформансам, а также многочисленным выставкам и проектам. Кстати, однажды, перестав тешить свое эго, он остановил подсчет персональных выставок, просто каждый день жизни наполняя искусством и находя в этом призвание и удовольствие.

2 2020 12 10 052544 1

ЧайLOVEк. 2020

 

Творческая разноплановость Севы проявляется в смешении языков изобразительного и прикладного искусства, в стирании границ художественного и нехудожественного, в способности превращать в творческий процесс все без исключения – от декора одежды до приготовления пищи. Главное правило состоит в полном отсутствии правил. Творчество уподобляется алхимии, открывая художнику возможности безграничного проявления фантазии. Бесполезные с точки зрения обывателя мелочи – пуговицы и монеты, ракушки и часовые циферблаты, ключи и бусины, ленты и колокольчики, кусочки меха и ткани, детали электрических аппаратов – обретают вторую жизнь и новые смыслы. В процессе соединения этих «осколков повседневности», умея увидеть их ценность и значимость, Сева создает оригинальные художественные и философские объекты, которые обретают необычные свойства и неожиданное предназначение.

3 IMG 6935

#яЕстьГриб. 2020

 

Так рождаются чайники из тыквянок для заваривания пустоты, шляпы и расписные майки для обретения счастья и гармонии, заряженные на удачу кожаные и латунные аксессуары, бесконечное множество наполненных позитивом амулетов и арткрыток. Будучи центром созидательной энергии, генератором и воплотителем идей, Сева создает вокруг себя ауру радости и счастья, которые неизменно возникают при соприкосновении с его предметами. Соприкосновение – не образный оборот речи – произведения Демидова нуждаются в прямом активном взаимодействии зрителя с ними, именно так они обретают магическую чудесную силу. Сева убежден, что в искусстве процесс важнее результата. Благодаря живому контакту с произведением происходит смена роли с пассивного наблюдателя на активного деятеля – так рождается энергия со-творения, со-переживания, со-прикосновения. В поиске «своего» прочтения и интерпретации авторского замысла зритель становится соавтором художника, создавая пространство смысловых вариантов.

4 2020 12 10 053019 1

Шаманифик. 2020

 

Каждое произведение наполняется множеством декоративных, орнаментальных и символических элементов, порождая поле многочисленных ассоциаций. Множество говорящих деталей увлекает в символическое путешествие. Марки становятся знаком почтовых посланий в вечность. Перышки, отсылая к образу свободных пернатых посланников, связывают мир земной с небесным. Старые ключи открывают тайны мироздания, словно двери. Рукотворные монеты становятся обозначением не мнимых, но истинных ценностей. Знаки-письмена, подобные древним рунам, раскрывают зашифрованные ключи к пониманию смысла жизни и творчества. Этнические орнаментальные мотивы отсылают к первобытным языческим культам. Древние архетипы: образы мирового древа, спираль солнечного диска, всевидящее око – неизменные спутники творчества Демидова – обладают сакральными магическими свойствами, не теряя актуальности и в наше время. Каждый элемент органично вплетается в общую канву повествования, превращая рукотворный объект в многослойное повествование с игровыми, ироничными, художественными подтекстами.

5 2020 12 10 052856 1

Колпаковской. 2020

6 2020 12 10 053114 1

Корона Выдох. 2020

 

Тема странствий проходит сквозной линией через творчество Демидова, утверждающего, что можно совершать путешествия, не выходя из дома. Географические границы для Севы – человека мира – являются некоей условностью. Самое увлекательное и непознанное – сам человек. Искусство Всеволода направлено на самопознание, ему важнее и интереснее бороздить просторы не внешние, но внутренние. Художник убежден, что это доступно каждому, кто сколько-нибудь обладает воображением, то есть всем. Для перемещения в пространстве и времени могут использоваться самые разнообразные транспортные средства. Чаще всего это разнообразные морские суда (детская мечта о мореплавании) – ладьи и барки, кораблики и лодки, способные преодолевать расстояния по воде, земле и небу. При необходимости они снабжаются крыльями или колесами, дабы ничто не препятствовало свободе их перемещения. Чтобы не сбиться с курса, художник создает подсказывающие верный путь карты, маршруты и компасы, направляющие в сложных лабиринтах, наполненных таинственными письменами и абстрактными знаками. И, наконец, на удачу над фрегатом гордо воспарил авторский флаг – гарант успешного путешествия во времени и пространстве, в которое приглашаются все желающие.

7 2020 12 10 053046 1

Пиратствующий ARTиZан. 2020

8 2020 12 10 053153 1

Поваритель. 2020

 

При создании любого объекта художник внимательно изучает исходную форму, фактуру, материал, цвет. Опираясь на эти «подсказки», художник сохраняет их уникальные характеристики в финальном воплощении. Готовый предмет собирается из фрагментов по принципу конструктора. Задача художника – настроиться на волну вдохновения, верно прочитать ассоциации и создать нечто неповторимое. Процесс творчества – это таинство, источник которого неизвестен. Но именно это волшебство, соединяясь с творческой энергией создателя, порождает прекрасные творения.

9 2020 12 10 053034 1

Социальный сперматозоид. 2020

 

Так рождаются уникальные головные уборы, иронично названные художником «третье полушарие». Этот период своей жизни Сева окрестил «шапочная эпопея». Шляпы идеально подходят для сокращения дистанции между зрителем и арт-объектом, ведь именно в этот момент предметы наполняются энергией жизни. Надев головной убор, можно не только почувствовать себя «внутри» него, это еще и способ изменить свой облик и качественное состояние. Шапки, как и чайники, превращаются в одухотворенные персонифицированные сущности, в каждой из которых ярко проявляется неповторимый характер и яркая индивидуальность. Юмор и мастерство, оригинальный дизайн и провокационные фасоны становятся неотъемлемыми составляющими этих эксклюзивных предметов гардероба. Так рождается «Многоженец» с эффектными ветвистыми рогами, шапка-чайник со шнурочной струйкой из носика, «Байтерек» с очевидной отсылкой к символу Казахстана, «Меломан» с виниловым диском, корова-кормилица с выдающимся выменем, колпак шамана, шапка призера «ЧайLOVEк года» и многие-многие другие. Дерзкие и забавные, кокетливые и изящные, строгие и хулиганские – каждая шляпа создана для своего обладателя, главное – примерить и найти свой головной убор для обретения гармонии и счастья.

10 IMG 6937

Корона Вдох… 2020

11 IMG 6942

Котелок, вари! 2020

12 IMG 6986

Хвостенко. 2020

13 IMG 6975

#моя Ямайка. 2020

14 IMG 6927

ЧайLOVEк года. 2020

 

В стремлении объять необъятное художник увлекает окружающих в бездонный океан фантазии, создает праздник в ежедневной рутине, наполняет жизнь яркими красками и живой энергией. Характерная синтетичность и эклектичность искусства Демидова соединяет древность и современность, прошлое и будущее, Восток и Запад, дизайн и ремесло, природные стихии и технологичность, большое и малое. Это присутствует во всех рукотворных предметах, как и еще одна важнейшая составляющая. Во всех его произведениях есть частица волшебства в стремлении сделать мир чуточку лучше и светлее. Ибо, по мнению Севы Демидова, чудеса возможны.

15 2020 12 10 052829 1

Тишук ARTишук и Папа-табурет. 2020

 

Опубликовано в журнале Altyn-Art №4 (4) 2020

История одной горы
События
Мажит Бегалин
О любви к любви и искусству
События
«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева
Берлинале 2025. Призеры
События
Берлинале 2025. Азия
События
Берлинале 2025. Америка
События
Опера никогда не обманывает
Берлинале 2025. Европа
События
Отогреться у «Замерзшего неба»
События
История одной горы

«История одной Горы»: визуальные метафоры и графические размышления» – такое название получила выставка Георгия Макарова, которая проходит с 5 по 30 а

О любви к любви и искусству

В казахстанский День любви, 15 апреля, в галерее Del arte Казахского Национального театра оперы и балета им. Абая его ведущие солисты Венера Алпысбаев

Берлинале 2025. Призеры

«Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля 2025 года получила картина «Мечты (Секс, любовь)» режиссера Дага Йохана Хёугеруда (Норвегия).

Мажит Бегалин

Мажит Бегалин в казахском кинематографе – фигура неординарная. Он был одним из колоссальной четверки, которая основала базу казахской кинорежиссуры в

Командировка в город снов

Во второй половине 1941 года столица Казахстана выдержала целое нашествие шумной и требовательной киноармии, поскольку непредсказуемые волны военной э

Казахстан в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941–1945)

В годы Великой Отечественной войны нависшая смертельная угроза сплотила миллионы советских людей и подняла их на борьбу и разгром агрессора. Казахстан

«Диалог» с камнем и металлом Али Ризабаева

В Алматы проживает и работает семья дизайнеров Ризабаевых-Вайн, объединенная в бренд этнической одежды и ювелирных изделий LATUHA. У бренда все больше

Опера никогда не обманывает

16 февраля 2025 года ведущий солист Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая, руководитель оперной труппы и педагог консерватории Нур

Следуя за Лолитой

Бывают на свете люди-светлячки, что летят на свет, и нам хочется следовать за ними, потому что путь указан верный. Такие люди вдохновляют, от них исхо

Каинды

Наш рассказ – о самом молодом озере в Казахстане – Каинды, что в переводе с казахского языка означает «березовое».

На родине тюльпанов

Путешествуя по Казахстану ранней весной, в степях и пустынях, в горах Тянь-Шаня и Алтая, нельзя не обратить внимания на разнообразные виды цветущих тю

Синяя птица – легенда и краса Тянь-Шанских гор

В 40-е и 50-е годы прошлого века в казахстанской прессе нет-нет, да и появлялись заметки натуралиста за подписью писателя Михаила Зверева. Запомнилась

Рубрики

Рассылка Nomad-Kazakhstan

Joomla forms builder by JoomlaShine
Наверх страницы